Основы обучения грамоте детей с ОНР аналитико-синтетическим методом

Основы обучения грамоте детей с ОНР аналитико-синтетическим методом

Решетникова Л.А., МБДОУ «Инсарский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» (Инсар)

Ключевые слова: звуковой анализ, фонетическая характеристика , навыков чтения, методика грамоте детей с речи.

Аннотация. Обучение звуковому слова основной задачей подготовки к обучению и предполагает: определение звуков в , фонетическую характеристику , определение звука в слове.

Обучения детей грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

с проблемами в речевом , у которых нарушено фонем и их восприятие, тем испытывают звукового анализа и . Они могут быть в разной степени: от порядка звуков до полной определить количество, или позицию звуков в . Нарушение анализа выражается в том, что воспринимает слово , ориентируясь только на его сторону, и не сторону фонетическую, то последовательность составляющих его . Например, взрослый ребенка звуки в слове СОК, а отвечает: «апельсиновый, …»

Обучение звуковому слова основной задачей подготовки к обучению и предполагает: определение звуков в , фонетическую характеристику (умение дифференцировать и согласные звуки, и глухие, и мягкие), определение звука в слове. :

1. Звук – мы слышим и .

2. Буквы мы и читаем.

3. Звуки гласными и согласными.

по обучению грамоте проводить в этапов.

1. Подготовительный . (Добукварный)

— Знакомство и с неречевыми звуками.

— с гласными .

Гласные звуки петь голосом, при воздух, выходящий изо рта не преграды. звуки — звуки, нельзя петь, т.к , выходящий изо рта при их произнесении, преграду.

звуков шесть: А У О И Э Ы

букв десять: А У О И Э Ы — звукам и четыре , которые два звука: Я-йа, , Е-йэ, Ё-йо. звуки обозначаются на красным .

Знакомство с согласными .

Согласные звуки глухими и звонкими. звук без участия голосовых , детям мы объясняем, что произносим  глухой , голос , а при произнесении звонких голос звенит ( руку на горлышко или уши руками). На звонкие звуки колокольчиком.

Звонкие : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

звуки мягкими и твёрдыми. твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. мягкие согласные: Й, Ч, Щ. звуки на схемах синим , мягкие – зелёным.

, чтобы ребенок , что такое речи, мог дифференцировать , делить слова на и слоги. Только он сможет без овладеть навыком .

2. Знакомство с буквами. ( период)

На этом начинаем детей с буквами. являются графическим звуков. Часто мы с тем, что детей побуквенному чтению, т.е. , видя букву, её название, а не звук: пэ, рэ.. В получается «», вместо «кот». с трудом вникают в озвучивания букв и . Это создаёт трудности в обучении чтению.

В методике чтению предусматривает букв по их обозначениям: п, б, к…. Это значительно детям овладение чтения. Для того, ребёнок усвоил графический буквы и для профилактики в школе (дисграфия – письменной ) рекомендуют следующие :

— «На что похожа буква?»

— В букв обвести в заданную .

— Выкладывание букв из палочек, из верёвочки на бумаге, вылепить из и т.п.

— Обвести по точкам, заштриховать , дописать букву.

, что буква читается. её запомнить ассоциации ребёнка. детей посмотреть на и представить, на что она похожа. Все принимаются, и свой вариант, в картинка похожа на и начинается на данный (с — сыр, т — труба, я — ).

Рассматриваются элементы, их . Можно предложить для запоминания образа .

Запоминание буквы можно по-разному, с использованием анализаторов.

  • Написать в воздухе, на ;
  • Написать букву в , на столе;
  • Выложить букву из карандашей, палочек, , верёвочек;
  • Написать пальчиком на манке или мелкой крупе;
  • букву из и мелких пуговиц, , фасоли и другие предметы;
  • Вырывать из образ ;
  • Получить в подарок ;
  • Угостить фигурным в виде буквы;
  • из пластилина, ;
  • Написать на плакате разных размеров, цвета;
  • Выбрать () нужную в тексте.

Нормальное навыков чтения в себя следующие этапы:

1) работа со звуком;

2) с образом буквы () и закрепления его;

3) формирование чтения.

формирование навыков также проходит три этапа:

1) аналитический( элементов);

2) (соединение отдельных в целое);

3) этап (фактическое образование навыка). При ни один этап пропустить.

Методика грамоте детей с речи на следующие положения:

1 – изучения является речи, соотносимый с ;

2 – единицей чтению и письму слог-слияние;

3 – обучение и чтению ведется на постоянного аналитических и синтетических ;

4 – обучение чтению и ведется параллельно;

5 – в обучения широко используется для закрепления звуко-буквенных ;

6 – изменен порядок звуков и .

Если в общеобразовательном учреждении порядок определяется частотностью их ления в , то в коррекционной группе сада он опирается на положения:

— учитывается звукопроизношения – звуки изучаются в от наиболее легких и в артикуляции к более .

— учитывается фонематических процессов у – изучение смешиваемых разделено во времени.

— учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой.

А у о и т п н м к

Б д г ф в х ы с з ш ж э

Й е ё ю я ц ч щ л р

Перед началом обучения грамоте мы должны развивать у ребенка неречевые предпосылки: развитие пространственной ориентировки, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.

Список литературы:

1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей./Т.В. Александрова// СПб.: Детство-пресс, 2005.

2.  Калинина И.Л. Учим детей читать и писать./И.Л. Калинина// М.: Флинта, 2001.

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. /Костромина С.Н.// М.: Ось, 2006.

4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия./В.В. Лайло// М.: Дрофа, 1999.

5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей./О.А. Степанова// М.: Сфера, 2003.

6. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза./Т.А. Ткаченко// М.: Гном и Д, 2005.