ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Нуштайкина А. В., методист лаборатории ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

Сегодня существует один из ключевых педагогических вопросов, требующих рассмотрения, – роль урока трудового обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно в учебно-производственных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется первый интерес к профессии, обучающиеся приучаются к трудовой дисциплине, у них воспитывается навык качественного выполнения порученной работы. Следовательно, организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков трудового обучения – важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.

Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера трудового обучения, его квалификации и педагогической готовности к работе с обучающимися, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно под его руководством обучающиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду.

Формирование профессиональных компетенций обучающегося начинается с организации его труда в учебно-производственной мастерской, организации его индивидуального рабочего места с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в мастерской. Для этого с первого же дня занятий с учащимися проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже урока трудового обучения. Мастер приучает учащегося к порядку, формируя у него необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность и дисциплину труда. Для правильного выполнения все вышеперечисленных задач любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ, ПБ;
  • организация рабочих мест учащихся;
  • организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;
  • организация рабочего места учителя;
  • оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;
  • размещение и хранение учебного оборудования;
  • оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);
  • оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО.

Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы как с сильными, так и со слабыми учащимися.

Цель урока трудового обучения заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.

Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель трудового обучения не запоминание информации, а умение переработать и применять полученные знания на практике.

Основная цель мастера трудового обучения – доступно, постепенно и последовательно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося показать наглядно приёмы работы, при необходимости осуществить повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный повтор – в зависимости от того, каковы особенности восприятия данного показа у учащихся), а также, применяя различные технологии и методы обучения, научить учащегося самостоятельному выполнению операций, то есть сформировать у него профессиональные компетенции будущего специалиста.

Средством достижения главной цели мастера трудового обучения служат применяемые мастером различные педагогические технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На базе образовательных организаций Республики Мордовия созданы и функционируют 13 учебно-производственных мастерских для реализации программ предпрофильной подготовки по направлениям: веб-дизайн, робототехника, автомеханика, поварское и парикмахерское искусство, швейное дело, монтаж РЭА, гостиничный сервис, переплетное дело, столярная мастерская. Разработана нормативно-правовая база, сформированы планы графики проведения мероприятий, разработаны программы профессиональных проб и предпрофильной подготовки, организовано взаимодействие с профессиональными образовательными организациями среднего профессионального образования, работодателями.

Разработан и реализуется проект «Гостиничное дело», который предполагает изучение архитектуры и строительства гостиниц, гостиничного дизайна, гостиничного сервиса и гостиничного бизнеса, общественного питания и сферы дополнительных услуг (от мелкого ремонта вещей до химчистки, от лавки сувенирных товаров до парикмахерской, от кафе быстрого питания до ресторана), знакомства с профессиями, разработку бизнес-проектов по гостиничному делу. В реализацию программы включены обучающиеся 7 – 11 классов.

Проводятся мастер-классы по направлениям: «Чеканка», «Кондитер», «Визажист», «Парикмахер», «Сервисный центр». В мероприятиях принимают участие обучающиеся 7 – 11 классов.

Полномасштабно реализуется комплексная целевая программа «Сто дорог – одна твоя». В рамках данной программы реализуется элективный курс для 9 классов «Старт в профессию», для обучающихся 7 – 11 классов проводится профориентационный калейдоскоп «Я в мире профессий».

В рамках предпрофильной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработаны и реализуются дополнительные программы предпрофильной подготовки по направлениям «Робототехника», «Повар. Кондитер. Технолог». Практико-ориентированные занятия и мастер-классы проводятся также на базе учреждений среднего профессионального образования.

Программы предпрофильной подготовки являются базовой частью социально-профессионального воспитания в организациях социального обслуживания. Разработаны и реализуются: общеразвивающая программа «Профориентир» и программа профессиональных проб «Парикмахерское дело». В программных мероприятиях принимают участие воспитанники с 7 по 11 класс.

Также функционируют: обувная, столярная, швейная мастерские, кабинет сельскохозяйственного труда. В процессе обучения столярному делу школьники знакомятся с разметкой деталей, распилкой, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Изготавливают скворечники и кормушки для птиц. Кроме того, ребята учатся работать и применять лаки, клеи, краски. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности, каждый урок начинается именно с этого. В швейной мастерской готовят костюмы для выступлений и выполняют другие изделия.

Общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, включенных в программы предпрофильной подготовки, ежегодно составляет более 400 человек.

Литература

1. Жуков, Г. Н. Основы общей профессиональной педагогике / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов, С. Л. Каплан. –М. : Гардарики, 2005.

2. Скакун, В. А. Введение в профессию мастера производственного обучения / В. А. Скакун. – М. : Высшая школа, 2013. – 234 с.

3. Славинская, О. В. Методика производственного обучения : учеб.-метод. пособие для студентов / О. В. Славинская. – Минск : МГВРК, 2015. – 254 с.