ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ЭТНОКУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ЭТНОКУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ

Савинова Ирина Александровна,  методист МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей» городского округа Саранск

Современная реальность такова, что практически каждый человек цивилизованного мира живёт и развивается в поликультурном пространстве.

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур. Но нас – общая история и общее будущее. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать не только осознанию своих корней и воспитанию патриотизма, но и внушению терпимости и уважения к людям других культур. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам.   Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить очень сложно, а иногда невозможно. В нашем учреждении задачи поликультурного воспитания решаются с самого раннего возраста в школе раннего развития «Малышок», где обучаются дети от 4-х до 7-ми лет из разных семей и разных национальностей.  Мы стараемся, чтобы все они чувствовали себя одинаково комфортно. Это отражается как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. С воспитанниками проводятся различные тематические мероприятия, игры, праздники, викторины, конкурсы в которых отражается и воспитание детей на культуре народов нашего региона.

Многие мероприятия проводятся традиционно: ежегодно мы проводим экологический праздник «Синичкин день». К этому празднику дети разучивают хороводные песенки, заклички, изучают старинные обычаи и приметы. В октябре, так же по традиции, с нашими воспитанниками мы готовим праздник осени. Где водим русские хороводы, обязательно разучиваем сценки народных сказок, песенки, играем в народные игры.

Наши воспитанники участвуют в мастер-классах и акциях, которые так же способствуют поликультурному воспитанию детей. Например, в прошлом году проходила акция «Наряди ёлочку» и наши дети нарядили ёлку в народном стиле игрушками, которые сделали своими руками.

Так же дети параллельно со школой «Малышок», посещают различные кружки и студии нашего учреждения. И принимают участие в различных концертах и выставках, которые регулярно организуются на площадках города. Это – Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», праздник «Широкая масленица», выставка-ярмарка «Валенки мордовские» и другие.

Также важное значение в поликультурном воспитании играет роль посещения музея изобразительных искусств, который находится учреждении.

Задачи музея:

  • Изучение национальных культур народов России;
  • Понимание самобытности культур разных народов;
  • Воспитание положительного отношение и поведения дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды нашего учреждения.

В музее много экспонатов отражающие культуру и традиции народов России: гжель, хохлома, русская народная игрушка, тавлинские сувениры, народная игрушка, мордовский национальный костюм, старинные самовары, так же есть работы наших педагогов и воспитанников, выполненных в этническом стиле и много других экспонатов.

Воспитанники школы раннего развития «Малышок» частые гости музея. Они с удовольствием посещают лекции и экскурсии. Музей хорош тем, что некоторые экспонаты можно взять в руки, прикоснуться к старине, внимательно рассмотреть. Также с нашими воспитанниками мы организовывали выездные экскурсии в краеведческий музей и музей С. Д. Эрзи.

Таким образом, занимаясь поликультурным воспитанием детей младшего возраста, наше учреждение строит свою учебно-воспитательную деятельность так, чтобы каждый воспитанник обладал такими прекрасными качествами, как любовь к Родине, духовность, верность народным традициям и культуре, толерантность, уважение и знание культур других народов.