СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВОПРОСАХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВОПРОСАХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Нуштайкина А. В., методист лаборатории «Инклюзивное образование» ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день вопросы тьюторства как новой специальности в современном образовании. Особое внимание уделяется дополнительной программе повышения квалификации педагогических кадров по направлению «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, социализация, курсы повышения квалификации.

На современном этапе развития инклюзивного образования включение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум является одним из важнейших направлений государственной политики. Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо создание особой системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из компонентов такой системы выступает профессия тьютор. Тьютор (опекун, наставник) – специалист, организующий специальные условия для успешной интеграции и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду общеобразовательного учреждения.

Для того чтобы стать специалистом сопровождения для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, педагогу необходимо иметь определенные навыки и знания. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д.» (Петрова Е. Э. Проблема тьюторства в инклюзивной школе: статья).

В Российском образовании тьюторство как профессия появилась недавно. В общеобразовательных организациях, как правило, тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т. д.), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с особенностями развития.

Основной целью тьюторского сопровождения является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации данной цели необходимо решение множества задач: создание комфортных условий для пребывания в школе ребенка с ОВЗ, работа с педагогическим коллективом школы, родителями, учениками с целью организации единой психологически комфортной образовательной среды, социализация – включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников, в жизнь класса и школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

Главной особенностью тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ является организация образовательного маршрута обучающегося, строящегося на постоянном сопоставлении достижений ребенка с ОВЗ с его устремлениями и интересами.

Однако на практике все выглядит иначе, администрация общеобразовательного учреждения не всегда понимает важность введения должности тьютора для реализации инклюзивного образования, ведь именно тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ во многих случаях является обязательным условием успешности обучения и социализации такого ребенка.

Тьютор много времени проводит совместно с ребёнком, а также с классом, в котором он учится, в связи с этим он имеет наиболее полное представление об образовательной среде своего подопечного. Для того чтобы тьютор мог правильно организовать сопровождение обучающегося, а также имел навык в определение необходимых для ребенка с ОВЗ ресурсов, помимо знаний в области педагогики, психологии, дефектологии, он должен обладать аналитическим складом ума и управленческими компетенциями. С поиском такого специалиста на сегодняшний день возникают трудности.

В современном российском образовании не существует ВУЗов по подготовке тьюторов для инклюзивной практики, существуют кафедры, ориентированные на тьюторство в целом. Обучение по специальности «тьютор» возможно через курсы повышения квалификации и переподготовки. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования для детей с ограниченными возможностями «тьютор должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе».

Созданная система переподготовки и повышения квалификации работников образования на базе ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» позволяет сегодня эффективно реализовывать приоритетные направления государственной политики в области инклюзивного образования, среди которых:

1. Научно-методическая и консультационная поддержка общеобразовательных школ, реализующих интегрированное обучение лиц с ОВЗ.

2. Популяризация инновационных методик и технологий по специальному и инклюзивному образованию лиц с ОВЗ.

3. Разработка программ повышения квалификации, участие в подготовке кадров для системы инклюзивного образования.

В рамках деятельности по развитию инклюзивной практики в Республики Мордовия Центр специального и инклюзивного образования реализует курсы повышения квалификации для руководителей и педагогических сотрудников образовательных организаций. В том числе сотрудниками Центра специального и инклюзивного образования разработана дополнительная профессиональная программа «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Данные курсы направлены на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, способствующих реализации тьюторской деятельности по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, посещающих общеобразовательные школы, детские сады и другие образовательные учреждения.

Целевой аудиторией данных курсов выступают педагогические работники образовательных организаций начального, основного и среднего уровней общего образования, ведущих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Программы курсов рассчитана на 72 часа и содержит в себе следующие разделы:

  1. Философия тьюторства в инклюзивном образовании детей с ОВЗ и инвалидностью.
  2. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
  3. Специфика тьюторской деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательных организациях.

В рамках курсов предусмотрено изучение современных теоретико-методологических, практических вопросов о тьюторской деятельности, психолого-педагогических аспектов сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации.

У слушателей формируется представление о различных подходах и требованиях к построению системы сопровождения особых детей в образовательном процессе, которые актуальны в современной системе инклюзивного образования. Педагогам раскрываются концептуальные положения коррекционной педагогики и специальной психологии как теоретико-методологические основания для формирования представлений о категориях детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе лекций слушатели знакомятся с основными понятиями представленных тем; изучают нормативно-правовую основу деятельности тьютора; рассматривают способы взаимодействия с детьми с ОВЗ, с родителями, в команде специалистов.

Особое внимание на практических занятиях уделяется изучению применяемых методов работы с детьми с ОВЗ в образовательной деятельности, анализу материалов коллег и выполнению самоанализа по проделанной работе в рамках курсов повышения квалификации. На базе специальных коррекционных школ организуются и проводятся мастер-классы специальными педагогами, по итогам которых слушатели приобретают практические навыки по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на занятиях.

В процессе освоения учебного материала курсов слушатели приобретают навыки самостоятельного планирования и организации комплекса мероприятий для учебной и внеклассной работы учащихся с ОВЗ и инвалидностью. Также проявляют готовность к применению различных технологий и форм работы, способствующих усвоению учебного материала, поддержанию интереса на занятиях, снятию нервного и психического напряжения детей.

По завершению данных курсов слушатели получают методический кейс, в котором собраны различные методические рекомендации, учебная литература, примерные индивидуальные планы по сопровождению особого ребенка, примерные конспекты занятий. С помощью данного методического инструментария тьюторы могут эффективно организовать образовательную деятельность детей с учетом их психофизических особенностей, направленные на помощь в усвоение доступного учебного материала и социализацию обучающегося с ОВЗ и инвалидностью в образовательную и социальную среду на всех этапах его обучения, воспитания и развития.

Литература

  1. Альманах тьюторских практик и технологий / под ред. С. Степанова, М. Чередилиной.Москва – Тверь : «СФК-Офис», 2016. – 200 с.
  2. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство.– В 2 ч.– Часть 1 : учебное пособие для вузов / С. А. Щенников и др. ; под ред. С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 198 с.
  3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 №35847).