Формирование «группы равных» службы медиации (примирения) образовательной организации посредством игры-конкурса «в мире конфликтов»

Формирование «группы равных» службы медиации (примирения) образовательной организации посредством игры-конкурса «в мире конфликтов»

Романова Ольга Михайловна, педагог-психолог МОУ «Ялгинская СОШ»

В условиях активного развития гражданского общества все большее значение приобретает институт медиации, когда возникший спор разрешается  участниками конфликта самостоятельно путем взаимного сотрудничества при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора.

В школьную службу медиации вместе с взрослыми включена «группа равных». «Группы равных» – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников» [1].

Существует несколько способов отбора учащихся для «группы равных». В МОУ «Ялгинская СОШ» в 2019 году качестве такого способа была разработана и апробирована игра-конкурс «В мире конфликтов». Игра рассчитана на учащихся 8-11 классов.

Ее основные функции:

  1. Диагностическая:
  2. выявление учащихся, обладающих способностями к медиации;
  3. выявление проблемных зон, затрудняющих решение конфликтов в школе.
  4. Обучающая – обучение учащихся основам медиации и конфликтологии.
  5. Развивающая – формирование психологической культуры учащихся, совершенствование их коммуникативных навыков  и навыков конструктивного решения конфликтов.
  6. Воспитательная – формирование толерантности, социокультурных норм и ценностей.
  7. Профилактическая – снижение конфликтности школьной среды, предупреждение буллинга.

Игра включает в себя 3 тура.

1. Теоретический тур. Это отборочный тест по основам конфликтологии и медиации. В нем приняли участие все желающие. Примерные вопросы теста:

  • Конфликт – это

а) положительное явление, помогающее двигаться вперед, развиваться; его надо поощрять;

б) отрицательное явление, мешающее двигаться вперед, развиваться; его надо избегать;

в) явление, имеющее как плюсы, так и минусы; нужно учиться правильному поведению в конфликте.

  • Что является конструктивным (правильным) разрешением конфликта:

а) конфликт прекращается в связи с выходом из него одной из сторон;

б) конфликт разрешается примирением сторон;

в) конфликт вновь переходит в скрытую стадию (затихает).

  • Медиатор – это:

а) постороннее лицо, наблюдающее за развитием конфликта;

б) третья сторона конфликта, помогающая оппонентам найти решение их проблемы и прекратить конфликт;

в) третья сторона конфликта, сочувствующая одному из оппонентов.

После окончания игры в старших классах были проведены классные часы, посвященные конфликтам и способам их разрешения, на которых, в том числе, разбирались вопросы первого тура.

2. Психологический театр. Во второй тур было отобрано 15 человек, набравших наибольшее количество баллов. С помощью жеребьевки все участники второго тура были разделены на 5 команд. Каждой команде была дана ситуация, которую необходимо разыграть, придумав продолжение (а лучше, несколько вариантов развития событий). Команды оценивались членами жюри по следующим критериям:

•  стремление к конструктивному решению конфликта (необходимо отстоять свои интересы, учитывая интересы партнера);

•  оригинальность решения;

•  эффективность решения;

•  разнообразие предложенных способов;

•  артистичность.

Следует отметить, что все учащиеся отнеслись к делу творчески, с юмором, многие показали себя с новой, довольно неожиданной стороны. Практически все команды представили 1-2 варианта. Предпочитаемые стили разрешения конфликтов – компромисс, уклонение и приспособление.

Примеры ситуаций для обсуждения:

  1. Один ученик говорит другому: «Я больше не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает: …
  2. Мама пришла с работы и говорит сыну (дочери): «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал(а) все, словно смерч пронесся в квартире! Говоришь, говоришь, а ему (ей), как об стену горохом!». Сын (дочь) отвечает:…
  3. Максим приходит в класс после болезни, а его место за партой занято новым учеником. Он начинает выяснять отношения: «Сейчас же освободи мое место!» Новенький пытается оправдаться: «Но я…» Максим перебивает его: «Надо было сначала убедиться, что эта парта не занята, а потом занимать ее. Если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужое место». Новенький отвечает:…

После выступлений команд было проведено обсуждение ситуаций, найдены дополнительные способы их разрешения.

3. Психологический кинозал. В третий тур прошло 5 человек, набравших наибольшее количество баллов (баллы, набранные командой во втором туре, идут в личный зачет каждого участника). Финалистам для психологического анализа был представлен отрывок из фильма «Чучело».  Примерная схема анализа:

•  общее впечатление;

•  описание показанных конфликтов (между … и …);

•  подробный разбор одного из конфликтов: причина, психологические портреты участников фильма, оценка их действий, возможные способы решения проблемы.

Критерии оценки:

•  оригинальность, творческий подход,

•  выражение своей точки зрения, личного отношения,

•  правильность психологического анализа проблемы,

•  правильность психологических портретов персонажей фильма,

•  правильность предложенных способов решения проблемы.

Остальные участники второго тура также изъявили желание посмотреть фильм и впоследствии приняли активное участие в его обсуждении.

Отрывки из ответов участников:

1. «В подростковом возрасте проблемы конфликтов очень актуальны, как раньше, так и сейчас… Часто дети выбирают себе друзей «посильнее». Объединяясь в группу, они могут унижать и оскорблять тех, кто находится один, либо кто слабее… Таким детям очень трудно и тяжело».

2. «Лена Бессольцева – смелая девочка, которая не побоялась пойти против толпы… Дима Сомов – трус, который не смог сказать правду… Миронова – девочка, которая может управлять толпой…»

3. «Я считаю, что действия, происходящие в фильме, показывают нам, как НЕ нужно поступать в конфликтных ситуациях…я нахожу один способ разрешения конфликта: выслушать друг друга, понять и выйти на правильный, мирный путь».

Итоги игры-конкурса были подведены в торжественной обстановке, победители награждены грамотами и включены в состав школьной Службы медиации.

Проведение данной игры-конкурса показало проблемные зоны, затрудняющие разрешение конфликтов в школе, и определило направление дальнейшей работы. Ну а самый главный результат – это актуализация знаний учащихся о конфликтах и медиации. Как оказалось, большинство учащихся было уверено, что конфликт – это отрицательное явление мешающее двигаться вперед, развиваться; его надо избегать. Игра заставила детей задуматься о его сложности и многогранности и начать более разумно подходить к его разрешению.

Литература

  1. Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/ (дата обращения: 17.02.2020).