Служба школьной медиации в сельской местности: из опыта работы

Коровина Дарья Александровна, педагог-психолог МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 3»

Ситуация в современном обществе актуализирует интерес, к процессу медиации, как к мирному урегулированию конфликтов в образовательной среде. Прежде всего, это вызвано многообразием конфликтных ситуаций, возникающих в среде школьников, так как именно в школе взаимодействие и общение разновозрастных групп приводит к столкновению интересов, которое  урегулировать самостоятельно, без привлечения третьих лиц, не всегда предоставляется возможным.

Зачастую, участники образовательного процесса не стремятся к ведению конструктивного диалога, отстаивая  и защищая свои интересы, и это является одной из главных причин потребности в школьной службе медиации.

Конфликты возникают как в обществе, так и школьной среде. Если анализировать причины возникающих конфликтов то можно отметить то, что в школах, которые находятся в сельской местности, наиболее часто встречаются конфликты, основанные на социальном положение, национальности и уровне культурного развития обучающихся [2]. Не менее важным является близкое знакомство участников конфликта, а именно то, что многие участники взаимодействуют между собой после обучения в школе или находятся в родственных отношениях, что осложняет процесс выхода из конфликтной ситуации.

Школьная служба медиации, прежде всего, главной своей задачей ставит сокращение количества школьных конфликтов и снижение проявлений данных ситуаций.

Что же такое «школьная служба медиации»?

Школьная служба медиации – это переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – нейтрального лица (медиатора).

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет медиацию как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [5]. 

Внедрение данной модели выхода из конфликтной ситуации, наиболее  актуальной, становится в подростком возрасте, так как именно этот возраст считается критическим, именно в этом возрасте школьник пересматривает систему своих ценностей, активно протестует против ситуаций, которые задевают его интересы или личное пространство. В школе обучающиеся, учатся взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений, и оттого насколько хорошо они научатся выходить мирно из конфликтных ситуаций в школе, зависит то, как они смогут это делать в реальном социуме.

Именно поэтому, школьная служба примирения основной своей целью ставит развитие способности к взаимопониманию и конструктивному реагированию на конфликтные ситуации.

Таким образом, мы можем говорить о медиации, как о процессе направленном на разрешение конфликтной ситуации, а так же создания условий для использования участниками образовательного процесса возможности понимать друг  друга и договариваться о решение конфликта.

Школьная медиация – это принципиально новый подход в решении спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

В настоящее время школьная служба медиации в МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 3» оформилась в самостоятельное направление воспитательной и профилактической работы.

Правовым основанием деятельности школьной службы медиации является:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.№1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 № 1121-р);

— Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

— Стандарты восстановительной медиации, утвержденные в 2009 г. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации;

— Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р.;

— Методические рекомендации по организации служб школьной медиации, направленные в образовательные организации письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 № BK-844/07 [7];

— ФЗ «О дополнительных механизмах противодействия деятельности, направленной на склонение детей к суициду», который подписал президент РФ 07.06.2017 г.

В работе школьной службе примирения задействованы все участники образовательного процесса: обучающиеся, родители и педагоги школы.

Ведущими принципами в деятельность школьной службы медиации являются  принцип добровольности и равных возможностях всех участников процесса, так как именно эти принципы создают ситуацию доверия участников процесса, которая способствует достижению положительного результата.

Не менее важными являются следующие принципы, используемые в процессе организации деятельности службы:

— информированность сторон;

— нейтральность медиатора;

— конфиденциальность процесса медиации;

— ответственность сторон и медиатора;

— заглаживание вреда обидчиком;

— самостоятельность служб медиации [4].

Не смотря на это на первоначальных этапах становления школьной службы медиации возникал ряд трудностей, а именно, нехватка подготовленных специалистов, и как следствие возникающие проблемы с организацией процесса медиации, его грамотным ведением, а также настороженность участников процесса, а также информированность участников медиации о возникшем конфликте (многие конфликтные ситуации не оглашались участниками образовательного процесса).

Первый год работы был посвящен, прежде всего, подготовки кадрового состава, обучению участников процесса медиации. Итогом первого года  работы можно считать оформление школьной службы медиации, как самостоятельное направление воспитательной работы.

Несмотря на то, что медиация призвана разрешать конфликтные ситуации, она, как и любой другой инновационный процесс вызывает ряд споров и сопротивление, как в лице педагогов, так и других участников образовательного процесса. Исходя из того следующим шагом нашей работы является популяризация данного направления среди участников образовательного процесса.

С целью освещения школьной службы медиации мы используем: изготовление стендовой информации, буклетов, а также выступление на родительских и классных собраниях, проведение мастер-классов для обучающихся по техникам и приемам активного слушания, ведению конструктивного диалога, обучению технике «Я — Высказывания», организации круглых столов среди учащихся.

По данным, проведенного в начале года анкетирования, было установлено, что 94% участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители (законные представители)) информированы о деятельности школьной службы медиации, а 91%  определяют ее, как процесс по решению конфликтов с использованием посредника.

Так же по данным анкетирования установлено, что 21% участников образовательного процесса за 2018-2019 учебный год обращались в школьную службу медиации.

Благодаря проведенной работе с участниками образовательного процесса, они позитивно относятся к школьной службе примирения, проявляют интерес к ее деятельности, а также отмечается положительная динамика в изменении отношения к участию в ней, а именно: участники не воспринимают ее как службу наказания, а относятся к ней как к одному из действенных способов решения проблемы.

Не смотря на возникающие трудности в работе школьной службы примирения, все участники, прошедшие через школьную службу медиации отмечают, что она развивает умение контролировать свои эмоции, способствует организации конструктивного диалога, учит разделять свои собственные эмоции и отношение к человеку, а также формирует навыки активного слушания у участников процесса.

Литература

  1. Использование восстановительного подхода в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: Методическое пособие / Под общей ред. Н. В. Путинцевой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа, 2012. – 96 с.
  2. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Л. М. Карнозовой. – Изд-е 2-е доработанное. М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015. – 306 с.
  3. Коновалов А. Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. ст. М. : МОО Центр «СПР», 2005. С. 113.
  4. Медиативныйподход к организации образовательной среды: бесконфликтная школа: сборник методических материалов / сост.: О. Г. Литяйкина, Т. Н. Жидкова; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2017. – 48 с.
  5. http://www.garant.ru [Информационно – правовой портал].

Добавить комментарий