Отрытый урок по литературе в 11-м классе «Лирика И.Бродского» «Диктат языка – это и есть то, что… именуется диктатом музы…»

 (два урока)

В.И. Сизикова, учитель МОУ «Лицей № 43»

Пояснительная записка

      Учитель литературы сегодня ставит перед собой высокую цель – возрождение духовных традиций народного самосознания – неодолимого стремления к поиску истины, к добролюбию и красоте. Ведущую роль в этом играет поэзия.

      О.Мандельштам писал «Если литературная неграмотность в России велика, то поэтическая неграмотность чудовищна, и тем хуже, что её смешивают с общей, и всякий, умеющий читать, считается поэтически грамотным». Каждый урок, посвящённый поэзии, должен быть уроком постижения духовного мира поэта.

       Поэтический мир И. Бродского необычайно сложен, поэтому уроки, посвящённые его лирике, построены на выполнении  лицеистами индивидуальных заданий; учитель знакомит ребят с поэтическим идеалом поэта.

        Обращение к творчеству И. Бродского обогатит представления учащихся о современной русской поэзии, знакомство с которой в школе порой бывает всё-таки ограниченным давно сложившимся набором имён и поэтому однобоким.

Тема урока: Лирика И.Бродского. «Диктат языка – это и есть то, что… именуется диктатом музы…» (два урока)

                             «…его длинная строка живёт, дышит, молодо сгибается в суставах…»

                                                                                         К. Ваншенкин

                             «Биография писателя в покрое его языка»

                                                                                          И. Бродский

Цель урока

1) познакомить учащихся с лирикой И. Бродского;

2) показать на примерах позицию И. Бродского: поэзия как явление  и  «процесс живёт по имманентным законам»;

3) познакомить учащихся с эстетическим идеалом поэта, как он воплотился в его лирике;

4) воспитание поэтической грамотности лицеистов.

Оборудование урока

1) сборники стихотворений И. Бродского;

2) кадры из документального фильма;

3) прослушивание некоторых стихотворений в авторском исполнении;

4) презентация урока на интерактивной доске.

 Методические приёмы

1) лекция учителя;

2) выразительное чтение стихотворений и их анализ (индивидуальные задания);

3) постижение содержания и формы стиха с использованием интерактивной доски;

4) постановка проблемных вопросов.

План урока

  1. Просмотр кадров из документального фильма
  2. Постановка темы и цели урока (слайд 1)
  3. Запись эпиграфа к уроку (слайд 2)
  4. Слово учителя 
  5. Биография И. Бродского с просмотром презентации  (слайд 3-13) (индивидуальные задания)
  6. Слово учителя «эстетический идеал поэта»
  7. Словарная работа  (слайд 14)
  8. Чтение, анализ стихотворения «Рождественский романс» (1962) (слайд 19)
  9. Чтение, анализ стихотворения « Письма римскому другу» (1972) 
  10. Чтение, анализ  стихотворения  «Часть речи» (1977) (слайд 18)
  11. Чтение, анализ стихотворения  «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980) (слайд 16)
  12. Чтение, анализ стихотворения «Что, в сущности, и есть автопортрет…»
  13. Чтение, анализ  стихотворения « На столетие Анны Ахматовой» (1989) (слайд 17)
  14. Отрывок из Нобелевской лекции И. Бродского (1987) (слайд 13, 20)
  15. Дом. задание: чтение и анализ одного из стихотворений поэта (по выбору ученика).

4. Слово учителя: (слайд 1, 2)

             Имя И. Бродского известно всему современному читающему миру. Его творчество – стихи, пьесы, эссе, литературно-критические работы – является общепризнанным и отмечено в 1987 г. Нобелевской премией. В истории русской литературы кроме И. Бродского, этой высокой награды удостоены только четыре писателя: Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын.

             В чём феномен  явления Бродского? Что открывает он в области художественной культуры? В чём его заслуга перед русской литературой?

             Сегодня попытаемся войти в его поэтический мир.

             Мир его необычайно сложен, может показаться недоступным для понимания: стихи его при первом чтении могут произвести не самое благоприятное впечатление (слишком длинны, многословны, порой скучны, перегружены именами и образами далёких от нас явлений мировой культуры). Но если отдаться во власть такого первого впечатления, мы рискуем перелистнуть, не прочитав, ещё одну прекрасную страницу литературы.

              Творчество любого большого поэта при знакомстве с ним требует серьёзных усилий от читателя. Этот поэт покажет нам шествие бесчисленных «обитателей» своей поэзии – античных, библейских, исторических, литературных героев и образов в едином потоке Времени. И. Бродский ответит на вопрос Гамлета о распавшейся связи времён по-достоевски убеждённо: мир спасёт Слово. После бурь и гроз XX века  он вновь воспоёт Жизнь.

                   Но пока мне рот не забили глиной,

                   Из него раздаваться будет лишь благодарность

                                              «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980)

(Если один  или два из вас позже будут читать стихи И. Бродского –  моя задача будет решена)

5. Жизненный и творческий путь поэта. (слайд 3-13)

(индивидуальное задание с презентацией)

              Иосиф Александрович  Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде  в обычной «служащей» семье. (слайд 3, 4) После восьмого класса он оставил школу  и занялся самообразованием, изучил английский и польский языки. В юности И. Бродский освоил множество профессий, работал в геологических партиях в Якутии, на Тянь-Шане, в Казахстане, на Беломорском побережье. (слайд 5) С 17-летнего возраста пишет стихи, с начала 60-х годов работает профессионально как поэт-переводчик.

             12 февраля 1964 г. И. Бродский арестован и осуждён по ложному обвинению в тунеядстве к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. (слайд 8, 9) Арест И. Бродского был предопределён его собственным поведением, главным признаком которого была независимость, его стихами, с которыми он часто выступал с конца 50-х годов в различных аудиториях, самой его личностью, которая никак не соответствовала тогдашней атмосфере жизни. Он был свободен в условиях несвободы, а в таком случае человек, даже не посягающий ни на какие устои, всё равно воспринимается как мятежник. Аресту И. Бродского предшествовал фельетон «Окололитературный трутень», (слайд 8) опубликованный  29 ноября 1963 г. в газете  «Вечерний Ленинград». Это был приговор. И вот уже 23-й поэт стоит 18 февраля 1964 г. в зале Дзержинского народного  суда и на вопрос судьи: «Чем вы занимаетесь?» отвечает: «Пишу стихи. Перевожу» (Инсценировка  – суд над поэтом) (слайд 9). Свою ссылку И. Бродский отбывает в Коношском районе Архангельской области. (слайд 10)

            В 1965 г. под давлением мировой общественности, решением Верховного суда РСФСР срок высылки был сокращён до фактически отбытого.

            В 1972 г. И. Бродский эмигрировал в США. Преподавал в университете. (слайд 12) Стихи и прозу писал на русском и английском языках.

            В 1987 г. стал Нобелевским лауреатом по литературе. В 1992 г. –  Поэт-Лауреат США. До 1988 г. И. Бродский не печатался в СССР, тексты стихотворений распространялись в Самиздате. (слайд 13)

            В 1962 г. И. Бродский познакомился с А. Ахматовой. Поэт Евгений Рейн познакомил его с поэтессой. И. Бродский вспоминает: «В это время я был абсолютный дикарь во всех отношениях – в культурном, духовном…эта женщина простила врагам своим – это было самым лучшим уроком для человека молодого». А. Ахматова по-своему напутствовала и благословила молодого поэта на Мир и Согласие с жизнью.

              Факт эмиграции в судьбе русского писателя всегда отзывались в его творчестве особой горечью и печалью. Он уехал, чтобы познать свободу и независимость как главную ценность и условие для творчества.

6. Эстетический идеал поэта (слово учителя):

  1. он не принимает всё чрезмерное, чрезвычайное; мы не увидим в его поэзии слепящего солнца, пылающего костра, не услышим пронзительного крика, рыдания, воя, визга, грохота – всё уравновешено;
  2. ритм стихов неспешный;
  3. основное содержание – выздоровление и успокоение Души, преодоление пережитых и ожидаемых катастроф;
  4. идеал И. Бродского наполнен согласием, единством, гармонией («любящий сложение…);
  5. главное для него средство связать воедино все явления жизни – это Слово;
  6. он наполняет старые слова магической, заклинательной энергией; он верит, что сила слова способна нейтрализовать и даже обуздать злую агрессию человеческой истории;
  7. И. Бродский делает громадные перечни всего сущего мира, «парад» слов, как бы передающий идеальный порядок Мира и человека в нём;
  8. опорные образы поэта: Мысль, Память, Дух, Слово – стоящие на страже человеческого разума;
  9. его герой – бесстрастный летописец, готовый  к «вычитанию» (смерти) как плате за то, что он современник всех времён, соединяет в единый мир все явления жизни; отсюда организация слов в парные связки по контрасту (тело – душа, небо – море, тиран – раб, дьявол – Бог) или ближних ассоциаций (отец – сын, перо – бумага, – небо – звезда);
  10.  У  И.Бродского длинные сложные синтаксические конструкции.

         И.Бродский был абсолютно бескомпромиссен. Он смотрел на литературу  как на частное дело. Он обладал выраженной, агрессивной индивидуальностью. О чём бы он ни писал, он писал историю своей духовной жизни.

         В детстве не быт, а книги имели над ним абсолютную власть: «Романы больше, чем что-либо другое, влияли на наше поведение. В смысле нравственности это поколение принадлежало к самым книжным в истории России…».

7. Словарная работа (слайд  14)

8. Чтение и анализ стихотворений       

        Большое место в лирике И. Бродского занимает тема Рождества: он написал о Нём свыше 15-ти стихотворений, а образ рождественской звезды встречается в его творчестве часто. В Рождестве его привлекает, по его признанию, «чистая радость Рождества и … радость через страдание». Высокая тема определяет особо высокий словарь: свет, слава, душа. Он стремится увидеть, ощутить в обычном человеческом существовании вечное, непобедимое движение жизни.

          –  Индивидуальное задание.  Чтение, анализ стихотворения «Рождественский романс» (1962). (слайд 19-проект группы №2)

          В год высылки из СССР он пишет стихотворение об уклонении от сопричастности государственной идеологии, он решительно порвал с доктриной общественного служения поэзии: она сама по себе самодостаточна и самоценна.

          « Письма римскому другу. Из Марциала» (1972)

          –  Индивидуальное задание. Чтение, анализ стихотворения.

         Под влиянием творчества А. Ахматовой И. Бродский пишет стихи в форме фрагмента 

9. «Часть речи» (1977)  –  Индивидуальное задание. Чтение, анализ стихотворения.

       24 мая 1980 г., в день своего рождения, И. Бродский написал стихотворение, которое подвело итог его собственной жизни, его исканиям русской поэзии в области языка, поэтической формы, культурного и исторического контекста, художественной и этической свободы. Здесь не только судьба И. Бродского, но, в обобщении, судьба русского поэта вообще.

 10. «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980). Чтение, анализ. (слайд 16)  Индивидуальное задание.

           Тема жизни и смерти – одна из ключевых в его творчестве. Преодоление смерти через строчки стихотворения

11.  «Что, в сущности,  и есть автопортрет…» –  Индивидуальное задание. Чтение, анализ стихотворения.

            Размышления И. Бродского о поэзии, судьбах художников через создание их образов поэтов и художников всех времён –  общий образ Поэта. Происходит воскрешение поэтов, заплативших за своё бессмертие в Слове.

        12. Чтение, анализ стихотворения « На столетие Анны Ахматовой» (1989). (слайд 17) Индивидуальное задание.

–      В чём необычность этого стихотворения для И. Бродского?

–      Как организована ритмика стихотворения?

–      Выдели главное слово стихотворения. О чём размышляет поэт?

–      Кого называет «великой душой»? В чём заключается это величие?

13. Из Нобелевской лекции И. Бродского (1987) (слайд 13, 20)

          «… не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей…»

         Русская трагедия – это именно трагедия общества, литература в котором оказалась прерогативой меньшинства; знаменитой Русской интеллигенции.

                   Дом. задание: чтение, анализ одного из стихотворений поэта (по выбору ученика).

Добавить комментарий