Эффективные формы физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОС

Эффективные формы физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОС

Мамаева А.Н., учитель физической культуры МБОУ «Тургеневская СОШ» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Здоровье детей — это одно из приоритетных направлений современного общества, так как оно определяет будущее страны. «Здоровье все, но все без здоровья ничто». Сегодня состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Возникает вопрос, как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной полноценной жизнью?

Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное -выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого развитию двигательной активности обучающегося самое серьезное понимание должно уделять учебное заведение, в котором учится ребенок. Учебный предмет «Физическая культура» является частью процесса физического воспитания в школе, направленного на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формирование ценностей здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Одним из условий реализации требований ФГОС общего образования является внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Направления здоровьесберегающей деятельности определены целевым разделом примерной основной образовательной программы основного общего образования и соответствуют содержанию программы воспитания и социализации, приоритетной задачей которой выступает так называемый «уклад школьной жизни» — создание социальной среды развития обучающихся, включающей урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик.

Урок физкультуры — это основная форма педагогического процесса. Убеждена, что каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью ребенка, сохранять и увеличивать его жизненные силы. Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения. Не случайно большинство школьников предмет физическая культура называют интересным, комфортным, любимым. Действительно, здесь они чувствуют себя как рыба в воде. Они могут шуметь, играть, общаться, много двигаться, но при этом еще и учиться.

Физическое воспитание — неотъемлемая часть современной системы образования. Физическая культура в школе служит целям всестороннего развития личности, в том числе подготовки детей к жизни. В современной школе отличительной и главной особенностью предмета «Физическая культура» должен стать приоритет здоровья. Сегодняшний день физическая культура – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей над укреплением здоровья детей.

Работая в должности учителя физической культуры, большое внимание в своей деятельности уделяю не только методически правильному проведению уроков, но и организации спортивно-оздоровительной работы. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися. В своей деятельности в рамках предмета «Физическая культура» особое внимание мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных результатов. Их можно достичь, во внеурочной деятельности. Внеурочная работа по физической культуре проводится на основании календарного плана спортивно — массовых мероприятий на учебный год и плана по организации физического воспитания обучающихся.

В воспитательном плане школы целый раздел посвящен формированию здорового образа жизни, включающий Дни здоровья, которые несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди детей, значительно увеличивают двигательную активность ребенка, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей. В нашей школе проводятся такие спортивно-оздоровительные мероприятия как «Предметная неделя по физической культуре».

В рамках предметной недели проводятся такие соревнования, как «Веселые старты», «Мини-футбол», «День бега», «Шахматно-шашечный турнир», «Турнир по настольному теннису». Проведение таких мероприятий стало традицией в нашей школе.

Форма организации соревнований «Веселые старты», например, позволяет привлечь к участию в этом мероприятии всех присутствующих зрителей. В ходе мероприятия школьники приобретают навыки общения, воспитывается любовь к занятиям спортом, укрепляются деловые и дружеские связи между коллективами школы, активизируется познавательное развитие путем формирования способностей в выполнении физических упражнений. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.

Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно простым в подготовке и проведении, работать в команде, обретая опыт социального взаимодействия. Данное мероприятие проводится с целью формирования у обучающегося позитивного отношения к здоровому образу жизни. У обучающегося формируется привычка вести здоровый образ жизни и вырабатываются правильные двигательные действия в процессе физического воспитания; укрепляется стремление к достижению поставленной цели. Проведение игры способствует развитию соревновательных качеств, чувств взаимовыручки, поддержки, развивать физические качества, совершенствовать деятельность основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной).

В ребенке воспитываются положительные морально-волевые качества, самодисциплина, внимание. Данное мероприятие позволяет в доступной форме участникам развивать следующие компетенции:

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с участниками соревнований.

Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Также в школе проводится внеурочная деятельность в 6-7 классах «Быстрее, выше, сильнее!», где ученики большой активностью занимаются спортивными и подвижными играми. Дети дополнительно занимаются волейболом, футболом, баскетболом. На уроках физкультуры школьники с большим удовольствием играют в спортивную игру «Гандбол», им очень нравится это игра. В младших классах проводятся конкурсы рисунков на тему «Здоровый образ жизни», подвижные игры. К этой работе с обучающимися, привлекается весь педагогический коллектив школы, родители.

Традиционно в школе сложилась система соревнований, которые планируются с учетом календаря районных соревнований. В них активно участвуют наши воспитанники и добиваются заслуженных результатов. Таким образом, в нашей образовательной организации дети всех групп здоровья охвачены физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Урок физической культуры — основная форма и главное звено физического воспитания в школе. Домашние задания по физической культуре являются обязательными, как и по другим предметам, они имеют физкультурно-оздоровительную и творческую направленность. С обучающимися нашей школы мы ведем спортивные дневник самоконтроля, в которых фиксируют результаты тестирования физической подготовленности и физической работоспособности, а также перечень упражнений, необходимых для развития определенных двигательных качеств ученика.

Дневник самоконтроля мы заводим на уроках физической культуры с первых дней, где записываем Ф.И.О. обучающегося, возраст, вес, рост, давление, ЧСС (частота сердечного сокращения). В течение учебного года фиксируется результат выполнения физических показателей и в конце года подводим итоги. При подготовке к урокам физической культуры ученики подготавливают презентации, доклады, сообщения, проекты. Обучающиеся выполняют подготовку домашних заданий в качестве активного отдыха.

Выполнение заданий многие фиксируют в спортивном дневнике. Самостоятельные занятия по заданию учителя способствуют внедрению физической культуры в быт обучающихся и имеют большое воспитательное значение. Таким образом, одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива нашей образовательной организации является физическое воспитание, сохранение и укрепление здоровья школьников. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятию спортом, будут решены такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность, она воспитает в школьнике здоровый дух, поможет ему в дальнейшем добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям.

Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь, представленная физкультурно-оздоровительной работой в нашей школе в условиях реализации требований ФГОС, является важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе. Приучая детей к активному образу жизни, через развитие физической подготовленности, мы продлеваем не только нашу жизнь, но и обеспечиваем долголетие нашего Государства.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной и основной школе. [Электронный ресурс]: — Режим доступа Режим доступа :: https://docplayer.ru/42293-Pod-redakciey-a-g-asmolova.html
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] [Текст] / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Рос. акад. образования, 2015.
  3. Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://fgosreestr.ru/
  4. Педагогическое сообщество Урок. РФ / Реализация ФГОС на уроках физической культуры. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://урок.рф/library/realizatciya_fgos_na_urokah_fizicheskoj_kulturi_170148.html 5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. [Электронный ресурс] — Режим доступа : https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-843006.html 6. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет. [Электронный ресурс] — Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/record/01001684199