ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Никифорова Г. Ф., методист лаборатории «Инклюзивное образование» ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

Сегодня современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних.

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  • состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:

  • профессионально-ориентационные беседы;
  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, службу занятости;
  • встречи со специалистами;
  • участие в днях открытых дверей;
  • участие в конкурсах.

Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания, а сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии, и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.

Поэтому особое внимание должно уделяться:

  • комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
  • развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
  • формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

С учетом психологических и возрастных особенностей детей можно выделить следующие этапы профориентационной работы.

1 – 4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 – 7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8 – 9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10 – 11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Первичная психологическая диагностика позволяет определить так называемые «стартовые возможности» ребенка: его интеллектуальное развитие, самооценку, уровень притязаний и пр.

Чтобы помочь детям и подросткам осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Сочинение о профессии», «Лучший мотив», «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии, о своих личностных качествах, необходимых для неё.

При выборе профессии целесообразно организовывать встречи с представителями предприятий, где можно познакомиться с рабочими профессиями, условиями труда, а также с правилами трудовой и корпоративной дисциплины.

На занятиях в форме бесед, тренингов, просмотра и обсуждения фильмов подростки получают знания о современном рынке труда, его потребностях в кадрах, о слагаемых профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, возможностях и путях приобретения профессионального образования.

Психологическая готовность подростков к выбору профессии осуществляется в процессе консультации: ранняя детская консультация (перспективная), профконсультации и профориентация учащихся 2 ступени обучения (10 – 14 лет) с целью расширения кругозора, профконсультации в школе, консультация школьников старших классов (9 – 11 кл.), содействие выбору, помощь абитуриенту.

В комплекс профориентационных мероприятий для выпускников входят также экскурсии в учебные заведения, ярмарки рабочих мест. Немаловажное значение оказывает сотрудничество с Центром занятости населения, где проводятся консультации по содействию и уточнению выбора профессии. Специалисты ЦЗН тестируют детей, выявляя наклонности каждого с выдачей ему рекомендаций по определению вида будущей профессии, а также помогают получить информацию о востребованных профессиях в городе в настоящий момент и в перспективе.

Деятельность социального педагога в этот период направлена на развитие у подростков понимания реальности выбора, обеспечивающего им трудовую занятость по окончании колледжа, вуза. Проявить свои способности и профессиональные склонности дети могут принимая участие в конкурсах профессиональной направленности.

Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ очень велик. Эти особенности осложняют профориентационную работу. Сложности возникают как на этапе подбора методов диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки. При организации и проведении профориентационной работы необходимо учитывать, что младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие – более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям.

Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:

1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);

3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.

Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в свои силы и возможности.

В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы: групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

В работе с подростками с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:

  • умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
  • терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;
  • безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;
  • готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).

Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.

В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;

ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.

При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:

1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;

2) отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;

3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;

4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.

Показателем успешности работы будет сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности, позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.

Литература

1. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика. / К. М. Гуревич – М., 1993.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. /  В. Н. Дружинин – М., 1995.

3. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. / Е. А. Климов – Казань, 1969.

4. Малофеев, Н. Н., Никольская, О. С., Кукушкина, О.И., Гончарова, Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения /  Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2010. – № 1.

5. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии. / Г. В. Резапкина – М., 2006.

6. Романова, Е. С., Коган, Б. М., Свистунова, Е. В., Ананьева, Е. В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. /  Е. С. Романова – М. : Академия, 2012.

7. Климов, Е. А. Как выбрать профессию. / Е. А. Климов – М., 1990.

8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. / Е. А. Климов – Ростов-н/Д., 1996.

9. Романова, Е. С., Коган, Б. М., Свистунова, Е. В., Ананьева, Е. В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья. / Е. С. Романова – М. : Издательский центр «Академия», 2012.