Школьная служба медиации как способ разрешения конфликтов в образовательной среде

Школьная служба медиации как способ разрешения конфликтов в образовательной среде

Федосейкина Татьяна Васильевна, педагог-психолог МБОУ «Средней общеобразовательной школы №9» Рузаевского муниципального района

В современной школе обучаются дети из различных  социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и это в свою очередь  создает такую конфликтную среду, в которой школьники проводят большую часть своего времени. Последствия любого конфликта задевают и травмируют психику как создателя конфликта, так и жертвы конфликта.

Н.А. Мельникова  определяет  конфликт  как  «открытое  столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия». При  этом  субъектом  конфликта  может  выступать как   отдельный человек, или группа людей[1,с.27]. Е.А. Замедлина предлагает сузить широкое понимание  конфликта  и  считает,  что  конфликты  могут  возникать  только  при социальном  взаимодействии.  Конфликт  заключается не  столько  в возникновении  противоречия,  столкновении  интересов,  сколько  в  способе решения создавшегося противоречия [2,с.4].

Все больше школьников  не  в состоянии  разумно разрешить конфликты, которые происходят на протяжении их жизни в школе и за ее пределами.  Большинству подростков «разрешением» их проблем являются споры, драки, уход в себя.  Так выше  перечисленные  способы  неприемлемо  применять для  разрешения  конфликтов и  сложных жизненных  ситуаций. Поэтому  необходимо  показать  школьникам,  что  имеются более приемлемые и эффективные способы и технологии разрешения  конфликтов, к примеру – медиация, которая с успехом применяется во многих странах.

Медиация – это процесс  разрешения  конфликта с участием третьей стороны (медиатора).  А медиатор – это специалист, который владеет технологией медиации и осуществляет эту процедуру. Его деятельность направлена на нормализацию отношений между конфликтующими сторонами. Главной задачей медиатора является организация переговоров между конфликтующими сторонами. [5, с. 55].

Первые медиации в школе были предприняты в начале 1980-х годов в США. С тех пор данный метод в той или иной мере  достаточно широко применяется в образовательной среде во многих странах мира.

В Российской Федерации проект по внедрению школьных служб примирения существует с начала 90-х годов (в рамках работы сотрудников и экспертов Центра судебно-правовой реформы  (г. Москва). Далее организуются региональные организации школьной медиации. На 2011 г. существовало 615 служб школьной медиации в 15 регионах РФ (наибольшее число — в Пермском крае). Количество медиаторов достигло: среди взрослых — 713, среди подростков — 906. Общее число участников программ составило 7084 человека [7].

Школьная служба медиации – эта служба, которая создана в образовательной организации и состоит из: ее работников (психолога, социального педагога и других педагогов); учащихся старших классов; родителей.

Главной целью школьной службы медиации является формирование благополучной и безопасной среды для полноценного развития и социализации школьников, при возникновении конфликтных ситуаций.

Задачами школьной службы медиации являются: создание основной системы защиты и помощи детям всех возрастов; формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников педагогического процесса в целях повышения их социальной компетентности, а также для решения задач воспитательного характера; повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении.

Функциямишкольной службы медиации являются:

1. Восстановительная – это восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе.

2. Образовательная – это повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов.

3. Воспитательная – это стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений.

4. Профилактическая – это предотвращение конфликтных ситуаций.

Основные виды деятельности школьной службы медиации –  просветительская работа среди школьников, родителей и педагогических работников; решение различных конфликтов, возникающих в школьной среде; формирование коммуникативных навыков у школьников, педагогов и родителей; профилактическая  и  коррекционная работа  с  детьми  и  семьями, находящимися в социально опасном положении [7]

Правовой основой создания школьной службы медиации являются: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция ООН о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.); Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге в 1980, 1996, 2007 гг.; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [4].

Таким  образом,  школьная служба медиации способствует конструктивному  поведению  в конфликтных  ситуациях.  Медиаторы учатся  необходимым навыкам,  которые  им понадобятся в дальнейшей жизни, такие как – правильное общение,  организаторские склонности, а так же   конструктивно выходить  из конфликтных  ситуаций.  Так же опыт в школьной  службе медиации (примирения) будет полезен школьникам, которые имеют желание учиться и в дальнейшем работать в таких сферах как юриспруденция, педагогика и психология. Собственно специалисты  этих сфер чаще всего помогают справляться  с различного рода конфликтами. Введение школьной службы медиации будет являться новым шагом разрешения конфликтов в школьной среде.

Литература

1. Мельникова, Н. А. Шпаргалка по социальной психологии. М. : Аллель-2000, 2005. –  С. 27.

2. Замедлина, Е. А. Конфликтология. М .: РИОР, 2005. – С. 4.

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // http://base.garant.ru/70183566/

4. Гришина, Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2005. – С. 54-58.

5. Хананашвили, Н. Л.,    Максудов,  Р. Живая  Конвенция  и  школьные  службы  примирения.  Теория, исследования,  методики.  /Под  общей  редакцией  Н. Л. Хананашвили.  М . :  Благотворительный  фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.

6. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общ. ред. Л. М. Карнозовой. – М . : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.

7. Кривцова, А. С., Хухлаева, О. В. Служба школьной медиации / Электронная система Образование: «Справочник педагога-психолога. Школа». –  2014. – №2.