Бибина О. А., учитель-логопед ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации и содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: нарушения письменной речи, школьники с нарушением интеллекта, логопедическая работа.
Сформированная и грамотная письменная речь имеет большую социальную значимость. Эффективное обучение в школе невозможно при несформированном письме. С начальных классов школы и вплоть до ее окончания способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком. Но в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин является нарушение письма.
Нарушение письма является достаточно распространенным явлением и среди учащихся с нарушением интеллекта, что препятствует полноценному усвоению школьных знаний. Р. И. Лалаева указывает, что в письменных работах детей встречаются ошибки, не только связанные с грамматическими правилами, но и специфические ошибки, объяснить которые возможно только изучив и проанализировав возможности ребенка, его уровень развития [1, с. 30].
Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович отмечают, что дети с нарушением интеллекта, имеющие нарушения письменной речи, при письме пропускают буквы в словах, пишут их в неправильном порядке, в зеркальном отражении. Они чаще других детей совершают нелепые, нелогичные ошибки. При чтении они пропускают слова и целые строки, зачастую прочитывают одну и ту же фразу несколько раз, медленно понимают прочитанное или совсем не понимают. Они списывают с доски, не запоминая слова, и сверяют с оригиналом каждое слово, делая ошибки и пропуски. Такие дети нуждаются в специальной помощи со стороны учителя-логопеда [1; 2; 3].
В ходе логопедической работы происходит не только исправление нарушений письменной речи, формирование предпосылок к полноценному усвоению знаний по родному языку, но и психическое, речевое развитие ребенка, развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Тем самым актуальность проблемы преодоления нарушений письменной речи у школьников с нарушением интеллекта на логопедических занятиях очевидна.
В своей деятельности, организуя коррекционно-логопедическую работу со школьниками с нарушением интеллекта, стремимся к решению следующих задач: формирование и развитие слухового внимания, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза; развитие лексики, грамматического строя и связной речи; формирование орфографических знаний и умений; развитие познавательных процессов (мышления; памяти; слухового и зрительного внимания; а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания); совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики; повышение уровня овладения навыками письма и чтения.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития фонематических процессов, в письменных работах учеников доминируют ошибки, связанные с нарушением звукового анализа и синтеза, недоразвитием фонематического слуха. Учитывая это, коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма включает четыре основных направления:
1) развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;
2) развитие грамматического строя речи;
3) расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
4) формирование связной речи.
Работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится нами на логопедических занятиях с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный). При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков используем и задания на развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков ведется по двум направлениям: работа над каждым из смешиваемых звуков, работа над слуховой и произносительной дифференциацией смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое и тактильное восприятие, кинестетическое ощущение; выделение звука на фоне слога; определение наличия и места звука в слове (начало, середина, конец); определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого произносится, перед каким звуком слышится в слове); выделение звука в предложении, тексте. Далее проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками. В процессе работы каждый звук соотносится с определенной буквой. При коррекции нарушений письменной речи большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза начинаем с использования вспомогательных приемов (отхлопать, отстучать слово по слогам и назвать их количество), затем работа проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений во внутреннем плане. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоение основного правила слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавление в гласных.
При формировании морфологических и синтаксических обобщений проводятся следующие виды работ: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами. Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. При работе над предложением учитывается сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе.
При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д. Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе. Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи. Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах. В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.
В каждое логопедическое занятие мы включаем задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Большое внимание в ходе занятий уделяется припоминанию литературных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это помогает параллельно вести работу по развитию связной речи. Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих тетрадях создает условия для решения следующих специальных задач: обогащение зрительных представлений; развитие зрительно-двигательной координации; стимуляция познавательной активности; развитие мыслительных операций; развитие неречевых процессов.
Таким образом, логопедическая работа строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей с нарушением интеллекта, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Литература
- Лалаева, Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Гуманит. изд. центр ВЛАДОС Дефектология. – 2003. – № 3. – С. 29–34.
- Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / ред.- сост.: Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.
- Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): учебное пособие для студентов. – М. : Классикс Стиль, 2003. – 160 с.