Кузнецова Наталья Александровна, учитель математики МОУ «Ялгинская СОШ»
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества.
Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Бытует мнение, что с учащимися 5-6 классов заниматься научно-исследовательской деятельностью нецелесообразно. Многие уверены, что школьникам в этом возрасте доступна работа над рефератом, или, в лучшем случае – проектом. При этом приводятся такие доводы, как: отсутствие адаптированных или модифицированных методик, бесперспективность показа на конкурсах, сложность подборки доступного для детей этого возраста материала и др. Представляется, что такая точка зрения в корне не верна.
Я глубоко убеждена, не только в необходимости, но и в успешности организации исследовательской деятельности на этом этапе обучения: ведь подростки в этом возрасте уже стремятся к самостоятельности, но еще не утратили детской непосредственности и любознательности. Работая с учащимися 5-6 классов, я поняла, что одним из главных мотивов исследовательской деятельности для них является именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому я стараюсь поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, исследованию. В своей работе я обязательно учитываю то обстоятельство, что исследовательское поведение – это универсальная характеристика человеческой деятельности. А одним из основных факторов развития исследовательского поведения ребенка как раз и выступает исследовательский метод обучения.
С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.
Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов школьников средствами компьютерного обучения.
Объект исследования – процесс обучения школьников.
Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.
Гипотеза – процесс обучения школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:
1) его использование оптимизирует деятельность учителя;
2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
3) он позволяет усилить познавательные интересы ученика.
Цель исследования – изучить условия развития познавательных процессов школьников средствами компьютерного обучения.
Задачи исследования:
— изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников;
— экспериментально изучить эффективность использования ЭВМ в школе;
Научная новизна исследования заключается в том, что изучаются условия использования компьютера в процессе обучения, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.
Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя.
В настоящее время в связи с массовым использованием компьютерной техники широко используется электронная презентация. Знание технологии создания такой презентации и умение ею пользоваться – это не просто дань моде. В деловой жизни любому выпускнику придется не раз прибегать к приемам, помогающим заинтересовать людей. Любой ученик уже в школе может приобретать подобные навыки, иллюстрируя свой рассказ компьютерной анимацией, сочетающей динамичные рисунки, фотографии, текст, графики, диаграммы.
Представление работы с помощью презентации – это необходимая часть проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие информационной и коммуникативной культуры ученика.
Наиболее распространенной, удобной и простой в использовании программой является программа PowerPoint. Ее версии есть в свободно распространяемом программном обеспечении.
Работа («Презентация.doc») содержит представление и описание технологии самых распространенных возможностей при создании презентации: создание и заполнение слайда, оформление слайда (дизайн и цветовые схемы), настройка анимации объектов и слайдов, работа с графикой и звуком, сортировщик слайдов, и добавление кнопок, организация гиперссылок и т.д.
Эту же работу можно использовать и на элективных курсах, и для обучения педагогов-предметников использованию и применению информационных технологий, развивая информационную культуру не только учеников, но и педагогов.
Кроме этого в папке «Урок» содержится пример (сценарий, презентация) проведения урока по данной методической разработке. В папке «Приложения» содержатся примеры использования детьми редактора презентационной графики для оформления своих работ, выполненные не только в рамках проектной деятельности, но и для оформления докладов и выступлений.
Основываясь на изложенных теоретических доводах и педагогической практике, можно утверждать, что ученики 5-6 классов должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать в полном смысле слова научным исследованием.
С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Именно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня среднего звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.