(из выступления на республиканском круглом столе, посвященном Дню славянской письменности и культуры)
Удалова В.П., учитель русского языка и литературы (высшая категория) МБОУ «Краснопресненская СОШ» Ковылкинского района
У славянской письменности удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем имена творцов и их жизнеописание. Просветители Кирилл и Мефодий совершили великое дело. Они открыли славянам истину христианства, пролили на них свет Божьего слова.
Высказывание «язык есть вековой труд целого поколения» принадлежат человеку-легенде Владимиру Ивановичу Далю, именно он законспектировал народные лексемы, поговорки, загадки, прибаутки, которые могли бы быть потеряны во времени. Сейчас «Толковый словарь живого великорусского языка» для нас исторический памятник всего народа, который собрал всего один человек, но великий во всех своих делах! В мировой практике не известен другой подобного рода лексикографический труд. Создание Словаря по праву можно считать жизненным подвигом Даля. С возрастом лингвист убеждался все больше, что русскую речь портят иностранные слова и сквернословие. В словаре Даля сказано: «Скверна — мерзость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь, мертвечина… нравственное растление».
Сегодня, в двадцать первом веке, мы ведем разговор о языковой катастрофе. В погоне за здоровым образом жизни, избавлением от лишнего веса, люди перестали следить за своей речью. Сквернословие сегодня можно отнести к тем же вредным привычкам, которые разрушают организм, ведут к болезни. Если наше общество будет сквернословить, засорять речь, то, что же будет с нашим великим и свободным языком через несколько лет? Обидно и стыдно становится за то, что примером для молодых людей является язык сериалов и передач, где речь героев лишена правильности и содержания, зато различные жаргонные словечки и выражения с охотой перенимают юные зрители. Конечно, это ведет к «упрощению», «обмелению» и паразитирует наш язык.
Кому, как не педагогам, нужно быть предельно бдительными, следить за своей речью и речью своих учеников, друзей, знакомых, соседей. Держаться ближе к народному языку, искать простоты, краткости, здоровой силы, как это делали Пушкин, Толстой, Чехов.
В школьной программе «Культура речи» идет параллельно с каждым разделом языкознания. Поэтому работа над повышением языковой культуры ведется практически на каждом уроке. Я, как учитель словесник, пытаюсь донести до учащихся, что употребление «слов-паразитов» несовместимо с красивой речью. На уроках исследуем такие явления, как плеоназм (избыточное использование), тавтология (неоправданный лексический повтор), проводим игровые моменты: «Умный редактор», «Исправь ошибку», «Орфоэпические минутки».
На занятиях также совершаем путешествия в древнерусскую школу, работаем со старославянизмами, историзмами, архаизмами, с текстами писателей – классиков. Это помогает детям ощутить себя хотя бы на время вместо наших предков и вызывает большой интерес и мотивацию.
Путешествие в прошлое (момент урока)
Ребята! Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад? У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад и получить новые знания.
Представьте себя в старинном городе. Нас встречают люди, они о чем-то говорят. Давайте подслушаем один разговор, все ли нам будет понятно?
Сценка «Барыня и крестьянка»
Марфа!Марфа!
-Слушаюсь барыня.
-Сколько можно звать тебя,
Целыми днями без дела лытаешь!
-Никак не лытаю, барыня.
-Что за дело пытаешь?
-В хоромах прибираюсь.
-Меня в гости позвали, помоги нарядиться!
-Слушаюсь, барыня.
-Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!
-Примите барыня.
-Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?
-Вразумела, барыня. Будет исполнено.
Вопросы:
-Какие непонятные слова услышали?
-Почему мы их не понимаем?
-Куда они исчезли?
-Как узнать значение этих слов?
Выпишем старославянизмы из сценки, рядом напишем значение. Продолжим ряд слов.
Лытать – бездельничать выя –шея
ланиты-щёки перст – палец
уста-губы
зерцало – зеркало десница – правая рука
чело-лоб шуйца – левая рука
долонь (длань) – ладонь рамена – плечи
Физминутка. А теперь давайте поиграем. Выясним, кто самый внимательный.
Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.
Учитель: Сейчас я вас познакомить с таким чередованием в языке, которое получило название полногласие – неполногласие. Это чередование является историческим. Почему? Потому что связано с историей нашего языка. В старославянском языке (это предок русского языка) встречались слова ГЛАС, ВРАТА, БРЕГ (с неполногласием). В современном русском языке есть полногласные их «родственники» — ГОЛОС, ВОРОТА, БЕРЕГ. Основные полногласные – неполногласные пары: ОРО – РА, ЕРЕ – РЕ, ОЛО – ЛА, ОЛО – ЛЕ.
Задание: записать предложения из произведения Пушкина. Найти слова с неполногласиями.
1.У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…
2.Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой…
3.И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…
4. Еще глава не пала с плеч…
В пещере старец: ясный вид,
Спокойный взор, брада седая…
(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
Чтобы быть профессионально пригодными и востребованными в современном обществе, быть коммуникабельными, девятиклассники посещают элективный курс «Хотите быть успешными, говорите правильно!». В результате у нас есть призовые места в номинациях «Художественное слово», «Сценическое искусство» на есенинских и пушкинских фестивалях, в конкурсах сочинений на различные темы.
Думаю, что каждый разумный гражданин нашей родины должен помнить о великом открытии братьев Кирилла и Мефодия, о великих писателях, подаривших нам самую прекрасную литературу, не допускать ущемления языка…. Тогда нам не будет стыдно перед будущими поколениями. Немало веков отсчитало безжалостное время, стерло с лица Земли цивилизации, обратило в прах многочисленные исторические памятники, но одно осталось неизменным – великий труд святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, их живая славянская азбука. Сегодня в современном мире более семидесяти национальных языков построены на кириллической азбуке.
В завершение хотелось бы обратиться к словам С. Я. Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, — с передачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас…. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись».
Список литературы
1. Лаврова, С.А. «Русский язык. Страницы истории» / С.А. Лаврова. – М. : Белый город, 2007. – 48 с.
2. Васильева, Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс / Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко. — М. : 5 за знания, 2009. – 126 с.
3.Резник, Н.М. «Как слово зародилось…»: Пьеса-сказка, посвященная Дню славянской письменности и культуры // Читаем, учимся, играем, № 1, 2003г.