Зубарева И.Г., доцент лаборатории этнокультурного образования
ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «ПЕДАГОГ 13. РУ»
Цель мастер-класса: формирование у обучающихся культуры межнационального общения, обеспечение им возможности успешно жить и функционировать в поликультурном регионе, взаимодействовать с представителями разных этносов.
Задачи мастер-класса:
1. Формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения эрзянского языка и культуры; расширение лингвистического кругозора, необходимого для овладения устной и письменной речью на элементарном уровне.
2. Создание благоприятного психологического климата для изучения эрзянского языка и культуры; развитие личностных качеств обучающихся, их воображения, внимания, памяти.
3. Развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, республику, страну и осознание своей этнической принадлежности через изучение языка и культуры эрзянского народа, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей.
Познавательные УУД: осознание у обучающихся этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, родного края; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Форма работы обучающихся: групповая.
1. Организационный этап, мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. Шумбрачи, эйкакшт! Ушодсынек эрзянь келень коряс мастер-классонть. Эйкакшт, варштадо доска лангс. Тесэ минь нетяно Анатолий Николаевич Барговонь, Мордовиянь содавикс артыцянть артовксонзо «Сёксь». «Осень». Ёвтасынек, кодат тюст невти артыцясь те артовкссонть? Какие цвета выделяет художник на этой картине?
Эйкакшт, аламонь-аламонь пертьпельксэсь кармась сыргоземе. Постепенно природа стала просыпаться. Теньсэ ули эсензэ мазычизэ. В этом есть своя прелесть. Лангозонзо ванозь минь ильтятано мазыйка-теленть ды васттано седеяк мазый тундонть. Посмотрев на картину, мы провожаем красавицу-зиму и встречаем весну.
Те шкась пек кенярксов ды мазый. Ды тыньгак весе мазыйтядо. Мон пек кенярдан тынк неемс тундонь чистэ! Я рада вас видеть в этот прекрасный весенний день. Арсян тыненк течинь мастер-классонть парсте важодемс! Седе парсте содамс эрзянь келенть, культуранть. Желаю хорошей работы!
2. Ввод нового материала. Первичное закрепление. Применение нового знания в стандартной ситуации. Мольтяно седе тов. Эйкакшт, мезе тынь нетядо досканть лангсо? Дети, что вы видите на доске? А кода тень весементь ёвтасынек ве валсо? А как мы всё это, можем назвать одним словом? Тиринь мастором. Родная земля. Пек паро, эйкакшт. Течи минь тынк марто карматано кортамо тиринь масторонть ланга. Сегодня мы с вами будем говорить о родной земле. А ней арседе валт-ассоциацият мастер-классонь темантень. А теперь назовите слова-ассоциации к теме мастер-класса? Монь Мордовиям! Мордовиянь оштне ды велетне. Содавикс ломантне. Истя. Пек паро. Хорошо.
Мольтяно седе тов. Поработаем в группах. Важодтяно куросо. Методический приём «Кластер». Тейтяно аволь покшт кейст ды топавтсынек пейделька-кластерэнть досканть икеле. Выполним в группах небольшие кейсы и составим кластер у доски. Использование кейс-метода. Эйкакшт, тынк столь лангсо ламо тюсонь лопат, конанть эйсэ ули вал-ассоциация. Васенцекс, важодтяно якстере лопанть марто. Дети у вас на столе есть лепестки со словами-ассоциациями. Вам необходимо выполнить задание.
Васенце куро: 1. Этот город самый старый из всех городов нашей республики. Его название начинается с буквы Т. (Темников). 2. Этот город самый молодой. Его название начинается на букву К. (Ковылкино).
Омбоце куро: 1. Этот город – районный центр. В этом районе родился С. Эрьзя. Его название начинается с буквы А. (Ардатов). 2. Этот город стоит на левом берегу реки Мокша. Он начинается на букву К. (Краснослободск).
Важодтяно. Вансынек, мезе минек лиссь. Васенце курось. Омбоце курось. Пек паро Седе тов топавтсынек кластерэнть лия вал-ассоциация марто. Дети дополним кластер. Минек кластерэнек анок. Наш кластер готов. Кластерэнть юрось – Тиринь мастор. Главная составляющая кластера – Родная земля.
3. Рефлексия учебной деятельности. Методический приём «Синквейн». Меельцеде тейтяно, эйкакшт, синквейн. Идём дальше. Составим синквейн. Родную землю мы должны любить, беречь и защищать. Родная земля – это наш дом, где нам тепло и уютно. В этом доме живут наши папа и мама, братья и сёстры, наши родственники и друзья. А фундаментом этого кластера стали ваши знания о нашей малой Родине.
Вы сегодня замечательно работали. Каждый из вас показал хорошие знания и своё отношение к родному краю. И теперь я полностью уверена, что вы патриоты своей малой Родины.
Эйкакшт, зярдояк илядо стувто эсь тиринь келенк, тиринь масторонк. Тиринь келесь – те минек раськень келесь ды оймесь. А мон, тьюторось, Ирина Геннадьевна, арсян тенк шумбрачи. Од вастомас! Дети никогда не забывайте свой родной язык, родную землю, свою родную культуру. А я, тьютор, Ирина Геннадьевна, желаю вам дальнейших успехов. До свидания.