Основы профориентационной деятельности в системе среднего профессионального образования

Калямина Екатерина Петровна, методист кафедры дополнительного и профессионального образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач – подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики.

Одной из причин проблем рынка труда можно назвать большой технологический скачок, произошедший в мире, который привел не только к существенным изменениям на рынке труда, весомо добавил многообразие в мир профессий и заставил взглянуть на систему профессионального образования под другим углом, но также и породил новые ценности, значимые для личностного профессионального самоопределения.

В связи с этим одной из главных функций профориентации является обеспечение качественного и количественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.

Профориентационная работа предполагает не только наличие информации о профессии, но и знание требований, предъявляемых к трудовой деятельности, которая в свою очередь определяет наличие различных качеств и свойств личности, способствующих успешному освоению профессии. Плодотворная работа с выпускниками школ и образовательных организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, возможна при формировании положительного имиджа образовательного учреждения, который складывается благодаря использованию новых методов управления, применению новейших информационных технологий, методическому обеспечению учебного процесса и современного материально-технического оснащения. Набор методов и средств профориентационной работы широк и разнообразен.

Качество результата профессионального образования напрямую зависит от сформированности у абитуриентов мотивации на работу в избранной профессиональной сфере. Выбор профессии будет осознанным лишь в том случае, когда окончательное решение о нем является результатом длительного процесса, в ходе которого индивид:

1) осознаёт необходимость подготовки к выбору и получению профессии;

2) учится оценивать свои возможности;

3) накапливает профессиональные и личностные знания, на основе которых формируется самооценка;

4) изучает мир профессионального образования и только тогда принимает решение о выборе своей образовательной траектории.

Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и родители. Для профессионального самоопределения очень важно семейное воспитание. Родители оказывают большое влияние на профессиональный выбор подростков. Но это влияние не всегда имеет положительный характер. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях, а не навязывать сугубо субъективное собственное мнение. Для достижения максимально положительного эффекта, с родителями также нужно проводить профориентационную работу, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи и учиться видеть наклонности и способности своих детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-физиологических и производственно-технических мер по оказанию подросткам помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формированию потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Литература

  1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. – М. : Просвещение, 2008. – 272 с.
  2. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 619 – 623.
  3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2010. – 269 с
  4. Фадеева, Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. – М. : ЦГЛ, 2004. – 145 с.

Добавить комментарий