Зотова Светлана Николаевна, педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 41» г.о. Саранск
Важным направлением в работе школьного психолога является профориентационная работа. О значимости данного направления говорит тот факт, что большая часть обучающихся 8 и 9 классов испытывают затруднения при ответе на вопросы о выборе будущей профессии, о профиле следующего этапа обучения. Именно поэтому значимость формирования активности в профессиональном самоопределении личности, организованной в единой системе, трудно переоценить. Особенно ценно, когда реализация профориентационных мероприятий осуществляется в единстве с родителями подростков, что способствует более активному формированию жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда.
Эффективность профориентационной работы зависит от выбора ее форм. В нашей образовательной организации используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Индивидуальные формы работы реализуются по поступающему запросу непосредственно от подростка или его родителя. Это может быть индивидуальная диагностика, беседа, консультация. Групповые формы профориентационной работы осуществляются на занятиях с группой учащихся, посредством организованных элективных курсов, классных часов, где применяются методы профориентационной игры, группового тестирования и консультирования, элементы тренинга. Кроме того, просветительское направление профориентационной работы реализуется через посещение «ярмарок профессий», межшкольных профинформационных мероприятий, оформление стендов «Моя будущая профессия».
Особенно интересны подросткам занятия по самопознанию своих индивидуальных типологических характеристик, формированию понимания о выборе своей будущей профессии, исходя из осознания своих индивидуальных особенностей и возможностей. Такие занятия можно проводить как с группой школьников, так и индивидуально.
В ход группового занятия включаются следующие структурные элементы: приветствие, разминка, рефлексия начала занятия, основное содержание занятия, рефлексия настоящего занятия и ритуал прощания.
Приветствие проводится в игровой форме, настраивает на эффективную работу в рамках темы, позволяет объединить детей общими целями, сформировать ауру сплочения, доверия и взаимопринятия.
Разминка проводится в начале занятия, позволяя создать необходимую эмоциональную атмосферу, и способствует активизации детей, снятию эмоционального напряжения.
Рефлексия в начале занятия предполагает актуализацию имеющихся знаний и представлений по теме.
Основная часть занятия построена на использовании таких методов, как мини-лекция, групповая дискуссия, диагностика, игра, упражнения с элементами арт-терапии. Последовательное использование данных методов с учетом поставленных задач позволяет оптимально раскрыть изучаемую тему, сделать занятие содержательным, динамичным, интересным. Мини-лекция в доступной форме рассказывает о теоретическом содержании темы. Групповая дискуссия помогает участникам детальнее понять изучаемое, научиться вести диалог, формулировать мысли в стройные высказывания, отстаивать свою точку зрения. Психолог в этот момент может увидеть, насколько точно дети усвоили новую информацию, и скорректировать искажения. Диагностические методики помогают подросткам лучше узнать себя. Арт-терапевтические упражнения снимают напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, помогают визуализировать образы, способствуя их переводу в сознательное [2].
Рефлексия занятия способствует обобщению полученных знаний и одновременно учит осознавать себя, оценивать свое поведение.
Конспект занятия «Узнай темперамент – выбери профессию».
Цель: формирование представления о типах темперамента и учет полученного знания в ситуациях планирования своего профессионального пути.
Задачи:
- познакомить с понятием «темперамент», с паттернами поведения разных типов темперамента;
- определить собственный тип темперамента, учитывать его проявления при выборе профессии.
I. Приветствие.
«Здравствуйте, ребята! Приятно, что мы собрались в дружном коллективе. Встанем в круг и сожмем руку своих соседей. Поделитесь теплом и радостью».
II. Разминка. Упражнение «Встанут те, кто…»
Психолог: «Сейчас мы с вами разомнемся и расслабимся. Когда я говорю «встанут те, кто» и назову качество одежды, внешности, умение, вы должны подняться со своих мест».
Участники занятия садятся на стулья, и когда водящий называет качество, поднимаются с места. Качества могут быть следующими, например, «встанет тот, кто любит долго поспать утром» или «тот, кто любит громко слушать музыку», «тот, кто делает зарядку по утрам» и т.д.
III. Основная часть занятия
1. Мини-лекция «Темперамент, типы темперамента». Рассматривается история возникновения учения о темпераменте, упоминаются воззрения Гиппократа, Галлена, исследования И. П. Павлова, определение темперамента и его типологические характеристики [4].
2. Диагностика индивидуальных типологических особенностей. «У каждого из нас есть свои особенности и неповторимые свойства, которые и составляют нашу индивидуальность. Тест, который поможет изучить ваши личностные особенности, придумал и разработал Ганс Айзенк, английский психолог. Этот тест исследует личностные особенности и совсем не выявляет качества ума. Здесь нет правильных и неправильных ответов». Проводится тестирование, обсуждение и интерпретация полученных результатов. Психолог оказывает помощь в обработке результатов. Участникам раздаются памятки, содержащие описание типологических особенностей каждого типа темперамента [5].
3. В групповой дискуссии проводится уточнение и закрепление полученных знаний о себе. Для этого используется круг Айзенка, по которому участники определяют «место» своего темперамента, ключевые особенности паттернов поведения, общения.
Обсуждение строится по вопросам: какие особенности типов темперамента вы выявили у себя? Есть ли у вас в группе участники с похожими проявлениями? Встречаются ли «чистые» типы темперамента? Кто из известных вам личностей обладает холерическим/ сангвиническим/ меланхолическим/ флегматическим типом темперамента?
4. Темперамент в профессии. «Вам уже известны особенности каждого типа темперамента, а может ли холерик работать лаборантом и выполнять монотонную работу? Может, но с большей затратой сил, что влияет на качество. Так ученые провели эксперименты и определили, что к условиям однообразного производства с меньшими трудовыми затратами приспосабливаются люди меланхолического и флегматического типов темперамента. Таким образом, индивидуальные типологические особенности влияют на овладение профессией. Ведущий рассказывает о профессиях, которыми могут овладеть представители каждого типа темперамента с наименьшими трудозатратами. Ребятам раздаются памятки, в которых прописаны рекомендации по выбору профессий, оптимальные для поддержания работоспособности на длительное время.
5. Рисование «Я в будущей профессии». «Вы узнали о своих индивидуальных особенностях. Подумайте и нарисуйте, как вы видите себя в будущем, кем и где вы работаете, нравится ли дело, которым занимаетесь. Для этого используйте простой карандаш, ластик и лист бумаги». Упражнение обобщает представление о себе, способствует активизации процесса визуализации, что помогает построить позитивный жизненный сценарий выбора будущей профессии. Обсуждение проводится в группе по желанию [1].
IV. Рефлексия.
Проводится методом беседы, предполагающей подведение итогов. Это беседа о полученных впечатлениях, о новом представлении о себе и других участниках, о том, какую новую информацию вынесли участники из занятия и какие выводы сделали для себя.
V. Ритуал прощания.
Если данное занятие проводится в рамках элективного курса, то выработка ритуала прощания происходит на первом занятии и повторяется в каждую встречу с участниками. В случаях, когда занятие однократное и проходит в рамках классного часа, то ритуал прощания также следует использовать для придания занятию торжественности и создания атмосферы групповой сплоченности. Ритуалом прощания может стать символический круг класса, когда участники держаться за руки и говорят «до новых встреч».
Профориентационную работу в школе важно строить с учетом социально-экономических изменений в обществе, государстве, учитывать общемировые тенденции развития рынка профессий. И для того чтобы выбор профессии осуществлялся подростком осознанно, своевременно в данной работе делать упор на формирование мотивации самопознания, объективной самооценки своих индивидуальных способностей, возможностей.
Литература
1. Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2001. – 448 с.
2. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб. : Речь, 2003. – 256с.
3. Резапкина, Г. В. Уроки выбора профессии / Г. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. – № 14.
4. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г. В. Резапкина. – М. : Генезис, 2005. – С. 15 – 23.
5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1995. – 272 с.
6. Русалов, В. М. Опросник структуры темперамента: методическое пособие. – М. : Рос. акад. наук, Инст-т психологии,1990.
7. Элективные профориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / науч. ред. С. Н. Чистякова. – М. : Академия, 2003. – 102 с.
8. Яшкова, А. Н. Психологическое сопровождение профильного обучения: методическое пособие / А. Н. Яшкова, М. И. Каргин, Г. А. Винокурова. – Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2006. – 112 с.