Нестерова Елена Алексеевна, воспитатель МАДОУ «Центра развития ребенка – детского сада №2» г.о. Саранск
Выбранная мой тема, на мой взгляд, является очень актуальной и значимой в дошкольных образовательных учреждениях. Так как очень много конфликтных ситуаций, которые приобретают в дальнейшем тяжелый характер. В статье рассматривается медиация как альтернативный способ решений конфликтных ситуаций в условиях современного дошкольного образования.
Актуальность темы заключается в том, что главным условием полноценного развития личности ребенка – является его эмоциональное благополучие, которое в условиях дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от профессиональности сотрудников образовательного учреждения, в частности воспитателей, создать в детском саду благоприятный психологический климат. Даже в группах самых маленьких детей, где воспитатели уделяют особое внимание созданию положительных взаимоотношений с коллегами, и тем самым создается благоприятная атмосфера в группе, детки жизнерадостны, мало ссорятся, умеют дружно играть. В благоприятных условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, проявлять пристальное внимание, беседам и радостям своих коллег, поддерживать их инициативы, творческие проявления, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их.
Цель – это создание безопасной и доброжелательной среды, как предупреждения конфликтных ситуаций, так и цивилизованного их решения.
Задачи:
- Обучать воспитателей, родителей и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
- Организовывать просветительские мероприятия и информировать участников образовательных отношений о принципах и технологиях медиации.
- Проведение примирительных программ для участников конфликтных ситуаций.
Вместе с тем педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения – это сложная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуально – психологическими особенностями и под влиянием различных политических и экономических условий жизни. Эта сложная система отношений в данной организации скрывает в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способу их разрешения. В дошкольной образовательной организации могут разгораться самые различные конфликты: между администрацией и педагогическим коллективом либо отдельными сотрудниками, между воспитателями и родителями. При разрешении практически всех конфликтов, которые происходят в дошкольном образовательном учреждении, может быть успешно применима медиация – способ урегулирования способов при содействии независимого лица (медиатора) на основе медиативных технологий.
Разрешить конфликты самостоятельно конструктивно и результативно, это сделать очень сложно. При этом особой формой разрешения конфликтов является медиация.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2014 № 193-ФЗ, под процедурой медиации поднимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [1, с.297].
Медиация – это эффективный метод урегулирования конфликтов с учетом третьей (нейтральной) стороны, которая является заинтересованной в том, чтобы стороны разрешали свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих сторон.
Медиативный подход – это возможность разрешать конфликты с использованием различных техник и инструментов. Медиатор помогает подготовить почву для взаимопонимания: выразить мнения, переживания сторон, а так же услышать их точки зрения. Так же медиативный подход позволяет корректировать разногласия сторон или ущемления интереса участников образовательного процесса. Функции по продвижению этого подхода в дошкольном учреждении могут использовать психологи, воспитатели и другие специалисты, чья дальнейшая деятельность напрямую связана с образовательном процессом.
Современные медиативные технологии в дошкольных образовательных учреждениях обусловлены необходимостью модернизации, определенных изменений в системе дошкольного образования в сторону социального партнерства. В основу медиативного подхода ложатся принципы медиации: уважение к человеку, конфиденциальность, доброжелательность, нейтралитет и толерантность по отношению к человеку, принятие его таким, какой он есть с учетом всех его индивидуальных интересов и потребностей.
Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия. Они только помогают сторонам найти к решению:
— организуют переговоры;
— разъясняют цель процедуры;
— следят за поведением сторон;
— используют психологические методы, чтобы направлять дискуссию в конструктивное русло.
Создание службы медиации в дошкольном учреждении позволит:
— конструктивно разрешать конфликты внутри педагогического коллектива;
— урегулировать индивидуальные споры;
— организовать помощь родителям воспитанников.
В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход может применяться для создания безопасной среды в целях, как предотвращения конфликтов, так и добровольного их решения. Он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами образовательного процесса.
Н.В. Семенова и Т.В. Цубина определяют цель службы дошкольной медиации как формирования среды, признания ценности человеческой жизни, уникальности каждой личности, уважения права каждого на удовлетворения потребностей и защиту собственных интересов [2, с. 71].
Выше указанные авторы считают, что существует острая необходимость в обучении дошкольников, родителей и воспитателей навыкам бесконфликтного общения, в поисках альтернативных путей разрешения конфликта начиная уже со старшего дошкольного возраста [2, с. 74].
При привлечении в создаваемую службу родителей воспитанников будут способствовать не только успешному разрешению конфликтов и их профилактике, оказывает помощь родителям в воспитании детей, создание конструктивного взаимодействия, так же создание благоприятных условий для развития и обучения.
Таким образом можно сделать вывод, метод медиации – это специальный способ, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавать безопасную среду в дошкольном образовательном учреждении. Медиация – это способ, которым могут и должны владеть все субъекты дошкольной образовательной организации.
Литература
- Михалков, Д. Е. Эффективность применения медиативных технологий в дошкольной образовательной организации // Современные проблемы образования в поликультурном регионе (Шестые Лозинские Чтения): Материалы Международной научно-методической конференции. 2015. — Псков: Псковский государственный университет, 2015. – С. 297-300.
- Семенова, Н. В. Цубина, Т. В. Дошкольная и школьная медиация: дань моде или способ формирования безопасной школьной среды // Национальная Ассоциация ученых. – 2015. – №6-1 (11) – С. 71-74.