Федосейкина Татьяна Васильевна, педагог-психолог МБОУ «Средней общеобразовательной школы №9» Рузаевского муниципального района
В современной школе обучаются дети из различных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и это в свою очередь создает такую конфликтную среду, в которой школьники проводят большую часть своего времени. Последствия любого конфликта задевают и травмируют психику как создателя конфликта, так и жертвы конфликта.
Н.А. Мельникова определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия». При этом субъектом конфликта может выступать как отдельный человек, или группа людей[1,с.27]. Е.А. Замедлина предлагает сузить широкое понимание конфликта и считает, что конфликты могут возникать только при социальном взаимодействии. Конфликт заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе решения создавшегося противоречия [2,с.4].
Все больше школьников не в состоянии разумно разрешить конфликты, которые происходят на протяжении их жизни в школе и за ее пределами. Большинству подростков «разрешением» их проблем являются споры, драки, уход в себя. Так выше перечисленные способы неприемлемо применять для разрешения конфликтов и сложных жизненных ситуаций. Поэтому необходимо показать школьникам, что имеются более приемлемые и эффективные способы и технологии разрешения конфликтов, к примеру – медиация, которая с успехом применяется во многих странах.
Медиация – это процесс разрешения конфликта с участием третьей стороны (медиатора). А медиатор – это специалист, который владеет технологией медиации и осуществляет эту процедуру. Его деятельность направлена на нормализацию отношений между конфликтующими сторонами. Главной задачей медиатора является организация переговоров между конфликтующими сторонами. [5, с. 55].
Первые медиации в школе были предприняты в начале 1980-х годов в США. С тех пор данный метод в той или иной мере достаточно широко применяется в образовательной среде во многих странах мира.
В Российской Федерации проект по внедрению школьных служб примирения существует с начала 90-х годов (в рамках работы сотрудников и экспертов Центра судебно-правовой реформы (г. Москва). Далее организуются региональные организации школьной медиации. На 2011 г. существовало 615 служб школьной медиации в 15 регионах РФ (наибольшее число — в Пермском крае). Количество медиаторов достигло: среди взрослых — 713, среди подростков — 906. Общее число участников программ составило 7084 человека [7].
Школьная служба медиации – эта служба, которая создана в образовательной организации и состоит из: ее работников (психолога, социального педагога и других педагогов); учащихся старших классов; родителей.
Главной целью школьной службы медиации является формирование благополучной и безопасной среды для полноценного развития и социализации школьников, при возникновении конфликтных ситуаций.
Задачами школьной службы медиации являются: создание основной системы защиты и помощи детям всех возрастов; формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников педагогического процесса в целях повышения их социальной компетентности, а также для решения задач воспитательного характера; повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении.
Функциямишкольной службы медиации являются:
1. Восстановительная – это восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе.
2. Образовательная – это повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов.
3. Воспитательная – это стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений.
4. Профилактическая – это предотвращение конфликтных ситуаций.
Основные виды деятельности школьной службы медиации – просветительская работа среди школьников, родителей и педагогических работников; решение различных конфликтов, возникающих в школьной среде; формирование коммуникативных навыков у школьников, педагогов и родителей; профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении [7]
Правовой основой создания школьной службы медиации являются: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция ООН о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.); Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге в 1980, 1996, 2007 гг.; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [4].
Таким образом, школьная служба медиации способствует конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Медиаторы учатся необходимым навыкам, которые им понадобятся в дальнейшей жизни, такие как – правильное общение, организаторские склонности, а так же конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. Так же опыт в школьной службе медиации (примирения) будет полезен школьникам, которые имеют желание учиться и в дальнейшем работать в таких сферах как юриспруденция, педагогика и психология. Собственно специалисты этих сфер чаще всего помогают справляться с различного рода конфликтами. Введение школьной службы медиации будет являться новым шагом разрешения конфликтов в школьной среде.
Литература
1. Мельникова, Н. А. Шпаргалка по социальной психологии. М. : Аллель-2000, 2005. – С. 27.
2. Замедлина, Е. А. Конфликтология. М .: РИОР, 2005. – С. 4.
3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // http://base.garant.ru/70183566/
4. Гришина, Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2005. – С. 54-58.
5. Хананашвили, Н. Л., Максудов, Р. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н. Л. Хананашвили. М . : Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. – 168 с.
6. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общ. ред. Л. М. Карнозовой. – М . : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
7. Кривцова, А. С., Хухлаева, О. В. Служба школьной медиации / Электронная система Образование: «Справочник педагога-психолога. Школа». – 2014. – №2.