Ерохина Татьяна Геннадьевна, методист лаборатории «Профессиональный выбор» ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
Каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, в том числе одаренных детей. Исходя из этого, педагоги рассматривают каникулярное время не только как разрядку накопившейся за период учебной деятельности напряжённости, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, но и как время для совершенствования личностных возможностей. Профильная смена дает возможность одаренным детям развивать творческий потенциал, приобщаться к ценностям, любить природу и родной край.
Профильная смена помогает ребенку в выборе профессии. Этот выбор для ребенка является одним из главных шагов в его жизни. Профессия может приносить радость человеку и удовлетворение от мысли: «Я на своем месте, я приношу пользу обществу!». У учителей и родителей всегда возникает вопрос: «Как сориентировать ребенка на выбор профессии так, чтобы он в будущем не разочаровался в своей профессии». Профильный отряд способствует предметному ориентированию ребенка, помогает самоутвердиться, самореализоваться.
У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.
Одаренность, по мнению Д. Б. Богоявленской, – это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.
Педагоги и психологи к одарённым детям относят:
Школьников с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
Школьников с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
Школьников, не достигающих по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
В последние годы одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.
«Профильная смена» – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
По убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов.
Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают:
– проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
– создание благоприятных условий для укрепления здоровья и осмысленного отношения каждого к своему здоровью;
– сокращение детского и подросткового травматизма;
– профилактику детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период;
– формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, санитарно-гигиенической и экологической культуры;
– привитие навыков здорового образа жизни и культуры поведения;
– развитие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей детей;
– создание условий для самоопределения каждого ребёнка через выявление его интересов и способностей;
– расширение сферы познавательных интересов об окружающем мире;
– обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений;
– создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.
Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.
Итак, говоря о моделировании, мы выделяем ряд существенных этапов в осуществлении данного процесса:
1. Составление концептуальной модели смены
2. Составление целеопределяющей модели смены
3. Составление структурной модели смены
4. Составление игровой модели смены
5. Составление содержательной модели смены
6. Составление кадровой модели смены
Концептуальная модель смены
Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.
Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.
К первой группе мы относим принципы:
1. Признание самоценности личности ребенка
2. Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка
3. Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей
4. Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений
5. Целостный подход к развитию личности ребенка
6. Развивающий характер деятельности в центре
7. Дифференцированный подход к включению в деятельность
8. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра
Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом:
1. Активное участие детей в организации жизнедеятельности центра
2. Обязательный анализ дел, отношений, поступков
3. Организация общественно и личнозначимой деятельности
Целеопределяющая модель смены.
Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.
Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.
Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:
организация заботы о себе в процессе деятельности;
регулирование своего поведения;
самоопределение, самоутверждение и самовыражение в деятельности.
Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:
познание людей в процессе общения;
регулирование своих норм с нормами других людей;
забота о других людях.
Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.
Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:
познавательная деятельность (знакомство с природой родного края, туризм, медицина, экология);
ценностно-ориентационная деятельность (выработка норм поведения в лесу, общения между людьми);
коммуникативная деятельность (организация коллективного творчества);
преобразовательная (организация самообслуживания);
физическая (организация спортивных мероприятий).
Структурная модель смены.
Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношениями отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.
В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.
Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его. Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.
Организационный период – первые 3 дня, если смена 18 – 21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.
Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.
Это период установления правил, законов, традиций внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике «орлятские законы», совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.
Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.
Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.
Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.
Профориентационные профильные смены имеют свои особенности в рамках организации отдыха детей.
Профориентационная работа в этих лагерях включает следующие компоненты:
Во-первых, дети совместно со специалистами-профессионалами продумывают и реализуют проекты. В отличие от проектных заданий и конкурсов в школе проекты в профориентационном лагере – это решение реальных практико-ориентированных задач, разработанных с учётом современных тенденций в той или иной профессиональной сфере.
Во-вторых, приглашённые известные эксперты проводят мастер-классы, рассказывая детям о том, с какими задачами приходится сталкиваться специалистам и как их решать.
В-третьих, психологи-тренеры лагеря будут проводить специально разработанные при поддержке бизнес-сообщества деловые игры. В них дети смогут попробовать применить полученные на мастер-классах знания и умения.
В-четвёртых, приоритетом лагеря является создание мотивирующей среды. Тренинги, развлекательные мероприятия и сама обстановка формируются таким образом, чтобы дети смогли получить максимум от этого опыта. Практика проведения лагерей показывает, что мотивация работает – многие дети после окончания хотят продолжать погружение в профессиональную среду, начинают активно планировать собственное профессиональное будущее и работать над ним.
Литература
- Бондарев, В. Успешный выбор профессии: пособие-практикум. 8 – 11 классы / С. Кропивянская, В. Бондарев. – М. : Вако, 2015. – 144 с.
- Зеер, Э., Сыманюк, Э. Психология профконсультирования: методическое пособие /Э. Сыманюк, Э. Зеер. – М. : Академия, 2014. – 224 с.
- Меркурьева, А. Гид по выбору карьеры: иллюстрированное руководство по поиску профессии / А. Меркурьева. – М. : Эксмо, 2016. – 320 с.
- Пряжников, Н. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Л. Румянцева, Н. Пряжников. – М. : Юрайт, 2017. – 312 с.
- Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки; рабочая тетрадь учащегося /Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2017. – 144 с.
- Резапкина, Г. В. Беседы о самоопределении: книга для чтения учащихся 8 – 9 классов / Резапкина Г.В. – М. : 2012. – 112 с.
- Третьякова, С. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни / А. Иванов, С. Чистякова, С. Третьякова. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с.
- Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция : тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития / Т. В. Эксакусто, О. Н. Истратова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 254 с.