Пивкина Ольга Михайловна, педагог-психолог МОУ «Средняя школа № 33» г.о. Саранск
Конфликт определяется как разногласие или столкновение мнений. Данное определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации является участник конфликта (оппонент) и предмет конфликта. Выделяют два вида конфликта:
— деструктивный — является конфликт, где неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание;
— конструктивный — конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, удовлетворены его результатом.
Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят ученики, педагоги, директор, завучи, но также не стоит забывать и про родителей, они тоже являются частью школьного коллектива. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами столкновений в образовательной организации являются:
- разногласия в детском коллективе;
- непонимание между учителем и ребёнком;
- споры родителей с учителями/администрацией.
Рассмотрим данные типы конфликтов и пути их решения.
Конфликт ученик — класс
Конфликт в школе возникающие между детьми может иметь самые разные причины: обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые симпатии, социальное неравенство. Каждый из этих поводов может стать почвой для возникновения конфликта.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст, то здесь наиболее ярко проявляются разногласия. Учителям средней школы надо более внимательно наблюдать за своим классом. Здесь, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.
Очень часто у детей получается урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, нужно сделать это в очень спокойной форме. Необходимо обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений.
Разрешение конфликта конструктивно поможет ребенку в дальнейшим выстраивать свое общение со сверстниками, решать возникающие проблемы. После разрешения любой конфликтной ситуации очень важен диалог учителя с ребенком. Диалог должен проходить в атмосфере доверия и доброжелательности, важно к ребенку обращаться по имени.
Учащиеся, которые очень часто конфликтуют или являются инициаторами «стычек», как правило одиноки, у них нет друзей и увлечений. В подобных ситуациях необходимо поговорить с родителями ученика и порекомендовать записать ребенка в кружок, который будет соответствовать его интересам.
В целях профилактики конфликтов, в классах необходимо проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива.
Конфликт учитель — ученик
В данном конфликте сталкиваются интересы учителя и ученика. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.
Разногласия между учителем и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, учитель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.
Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством, учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.
Правило 1. Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. (Д. Карнеги)
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, величавую медлительность и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
Правило 2. Задержка реакции.
Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в тоже время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя, и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
Правило 3. «Перевод реакции».
Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с
журналом), несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам замысел борьбы.
Правило 4 . «Рационализация ситуации».
Известно, что все, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя резко возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности.
Конфликт учитель — родитель
Подобные конфликты часто связаны с типом ученик-учитель. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации. Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер.
Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть. Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения (к примеру медиатор).
Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.
Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь психолога школы или привлечение Службы Медиации (примирения).
Во время решения конфликта учитель — родителей, можно воспользоваться некоторыми полезными советами:
1. Говорить на понятном родителям языке, использовать объединяющие слова: «Нам с вами известно», «Для нас важно» и т. д.
3. Пользоваться приемом «Да — но…», чтобы ваши аргументы не вызывали возражений.
4. Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос: «Договорились?», «Хорошо?».
5. Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
6. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
Если ситуация зашла в тупик, можно и нужно использовать техники речевого общения:
Техники постановки вопросов. Задавая вопросы, педагог получает информацию, с помощью которой выясняет точку зрения собеседника, убеждаясь, правильно ли он понял его слова и др.
Нужно разговаривать друг с другом. Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Литература
- Психология – педагогической практике: учебное пособие / под. общ. ред. Е. В. Левченко; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. – 172 с.
- Чернышев, А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М . : Российское педагогическое агентство, 1998. – 186 с.
- https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/konflikty-v-shkole