Орлова Людмила Владимировна, педагог-психолог МОУ «Средняя школа №35» г.о. Саранск
Медиация признает конфликт нормальной составляющей взаимодействия в любом социуме. Конфликты могут иметь позитивные последствия, если тот, кто мудрее и опытнее, знает, как вести себя конструктивно и умеет разрешать их.
Первый шаг к тому, чтобы научиться решать возникающие конфликты – это его своевременное предупреждение. Гораздо проще предупредить, чем потом ликвидировать сам конфликт и его последствия.
Существуют технологии, которые помогают бесконфликтно взаимодействовать с людьми.
Технология «Активного слушания» одна из них. «Активное слушание» – способ ведения беседы, при котором слушающий демонстрирует, что он слышит, понимая чувства собеседника. Технология используется в случаях, когда необходимо создать условия, чтобы у ребенка появилось желание рассказать о своей проблеме в открытом диалоге со взрослым.
Основной целью является установление взаимодействия и понимания собеседника, которое достигается с помощью решения нескольких задач.
Первая – уменьшить эмоциональную напряженность собеседника через разделение его чувств, то есть проявление сочувствия. Для этого ребенок сам проговаривает проблемную ситуацию, а взрослый – эмоции и чувства, которые переживает, по его мнению, ребёнок в причинно–следственной связи с действиями или обстоятельствами.
Вторая задача – показать собеседнику свое сочувствие, понимание и принятие его чувств. Разделение чувств и эмоций – важная составляющая взаимодействия с ребенком. Невозможно без демонстрации ребенку доверия, сочувствия, открытости требовать проявления этих чувств по отношению к взрослому.
Третья задача – обеспечить возможности иных вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Решение этих задач возможно с помощью выполнения определенных правил.
Первое правило. Важно беседовать «лицом к лицу», то есть расположившись друг к другу лицом. Часто специалисты общаются с подростком через стол, который является преградой для коммуникации и препятствует взаимодействию.
Второе правило. Необходимо установить с собеседником зрительный контакт «глаза в глаза», когда ваши глаза находятся на одном уровне.
Третье правило. Не нужно задавать много вопросов, отвечая в утвердительной форме. Например, вместо: «И ты закричала на нее?», утвердительное: «Ты закричала на неё». Если же ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения – вопросы противопоказаны, так как нарушают коммуникацию.
Четвертое правило. Необходимо выдерживать паузы в разговоре, так как после своей фразы говорящий еще продолжает внутреннюю работу, которая помогает ему разобраться в своих переживаниях. Если взгляд собеседника направлен прямо на вас, то он готов к продолжению диалога.
Пятое правило. Взрослый с помощью невербальных сигналов показывает свою заинтересованность – корпус тела немного наклонен вперед, кивание головой, поглаживание по плечу или руке, кисти рук не должны быть сцеплены друг с другом.
Шестое правило. При активном слушании необходимо «расшифровывать» скрытые чувства. Важно обговорить чувства, которые, как мы думаем, испытывает собеседник сейчас или испытывал в той ситуации, о которой он рассказывает. Не нужно бояться ошибиться, так как собеседник сам поправит нас.
Седьмое правило. При активном слушании, кроме обозначения чувства, мы проговариваем ситуацию, которая вызвала эти чувства, эмоции. Развитие эмоционального интеллекта ребенка состоит в том, чтобы научить его понимать то, что конкретное чувство или эмоция вызываются теми или иными обстоятельствами. Научившись этому, ребенок сможет держать свои эмоции под контролем и лучше понимать себя.
При воспроизведении информации, полученной от ребенка, можно использовать такие приемы:
– эхо–повторение (практически дословно повторяется то, что он сказал);
– повторение через подбор синонимов (максимально близко по смыслу, подбирая синонимы, воспроизводится то, что сказал ребенок);
– повторение через перефразирование (используется, когда невозможно (по причине использования нецензурной лексики; грубого обращения; перехода на личности) повторить то, что сказал ребенок). В этой ситуации информация передается перефразированием, с сохранением конструктивного подхода (исключение перехода на личности и обсуждение действий, ситуации, события).
Восьмое правило. Важно, не задавая вопроса, излагать фразу в повествовательной форме. Технология «Активного слушания» заключается в слушании, а не в задавании вопросов.
Придерживаясь озвученных правил, результат активного слушания наступит в виде комфортного взаимодействия с ребенком. Результатами активного слушания являются доверие, открытость и отсутствие отрицательных переживаний собеседника.
Технология «Я – сообщение». «Я – сообщение» может использоваться в разных ситуациях, но на первом этапе осваивания медиативных технологий рекомендуется применять этот инструмент в ситуации, когда нужно выразить отрицательное отношение поступком ребенка. Специалисты, работающие с детьми, пытаясь информировать ребенка о своем недовольстве, зачастую допускают несколько ошибок.
Первая ошибка: скрывают свое недовольство, маскируя чем-то иным. В такой ситуации ребенок не способен принять то, что ему говорит взрослый. В итоге ребенок, чувствуя себя некомфортно, защищается и начинает противостоять взрослому (злится, «закрывается», уходит).
Вторая ошибка: о своем недовольстве говорят в неконструктивной форме. Наиболее часто взрослый выражает свое недовольство, обвиняя ребенка как личность, жестко критикуя, оскорбляя, используя манипуляции, используя психическое и физическое давление. Ребенок начинает защищаться. Другим вариантом реакции ребенка является вымещение накопленного от общения со взрослым недовольства на кого-либо другого. В любом случае ребенок не способен «услышать» то, что ему говорит взрослый.
Третья ошибка: использование «Ты – подхода». Он воспринимается ребенком как оскорбительный, даже если взрослый использует доброжелательный тон. При обсуждении происходит переход на личность , а не на анализ поступка, тем самым создавая барьер общения и препятствуя дальнейшему взаимодействию.
Целью технологии «Я – сообщение» является принятие ребенком информации, которую до него хочет донести взрослый. Для достижения такой жизненно необходимой цели необходимо решение нескольких задач.
Первая задача: взрослому нужно понять, что конфликт есть и его нужно разрешить.
Вторая задача: высказать ребенку свое отношение к возникшей ситуации в необидной для него форме.
Третья задача: не нарушая установленных доверительных отношений и эмоционального контакта, высказать о своем недовольстве так, чтобы можно было продолжить взаимодействие дальше.
Четвертая задача: донести до ребёнка информацию, чтобы она была им принята, сохраняя спокойствие и доброжелательность.
Пятая задача: освобождение от негативных эмоций, возникших в результате поступка или действия, совершенного ребенком.
Итак, первым правилом «Я – сообщения» является следующее: «Если Вы недовольны какими-либо действиями или поступком ребенка, скажите ему об этом». Важно сообщить о своем отношении через обозначение своих чувств и эмоций.
Второе правило. Употребление местоимения «я», «мне», «меня» – отсюда и название данной технологии. Для того, чтобы донести свои чувства и эмоции, необходимо говорить от первого лица в единственном числе.
Третье правило. Высказывание взрослым собственных эмоций и чувств, которые он испытывает в связи с поступком ребенка. Например, «Я расстраиваюсь…», «Меня огорчает…», «Мне обидно…». Ошибкой при этом является обозначение не эмоций и чувств, а их последствий: «Мне неприятно…», «Мне не нравится…».
Четвертое правило. Озвучивание собственных эмоций и чувств относительно поступка ребенка, а не его личности в целом. Взаимодействие строится на обсуждении предмета взаимодействия, а не на обсуждении друг друга как личности (ты – плохой, я – хороший).
Пятое правило. Проговорить то действие или поступок, которые вызвали недовольство. Нужно сказать о причинах, вызвавших данные чувства.
Шестое правило. Действие или поступок должны быть максимально конкретизированы.
В технологии «Я – сообщение» после выражения своего недовольства очень важно поставить «точку», а не высказывать нравоучения и морали.
Важно помнить, что активность внимания подростка ограничена 8 минутами. Далее – внимание ослабевает. Если для нас важно донести информацию до ребенка, необходимо помнить, что морали, нравоучения, нотации заставляют человека защищаться. Состояние защиты не способствует пониманию того, что ему говорят.
Литература
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю. Б. Гиппенрейтер. – М . : АСТ, 2011. – 352 с.
- Грецов, А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов. – Питер, 2011. – 416 с.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. Методическое пособие по ведению деловых переговоров / Р. Фишер, У. Юри. – М. : Наука, 1992. – 158 с.
- Школьные конфликты, их профилактика и преодоление // Сабинская средняя школа №2 : сайт – URL : http://saba2.ucoz.ru/load/4-1-0-5