Романова Ольга Михайловна, педагог-психолог МОУ «Ялгинская СОШ»
В условиях активного развития гражданского общества все большее значение приобретает институт медиации, когда возникший спор разрешается участниками конфликта самостоятельно путем взаимного сотрудничества при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора.
В школьную службу медиации вместе с взрослыми включена «группа равных». «Группы равных» – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников» [1].
Существует несколько способов отбора учащихся для «группы равных». В МОУ «Ялгинская СОШ» в 2019 году качестве такого способа была разработана и апробирована игра-конкурс «В мире конфликтов». Игра рассчитана на учащихся 8-11 классов.
Ее основные функции:
- Диагностическая:
- выявление учащихся, обладающих способностями к медиации;
- выявление проблемных зон, затрудняющих решение конфликтов в школе.
- Обучающая – обучение учащихся основам медиации и конфликтологии.
- Развивающая – формирование психологической культуры учащихся, совершенствование их коммуникативных навыков и навыков конструктивного решения конфликтов.
- Воспитательная – формирование толерантности, социокультурных норм и ценностей.
- Профилактическая – снижение конфликтности школьной среды, предупреждение буллинга.
Игра включает в себя 3 тура.
1. Теоретический тур. Это отборочный тест по основам конфликтологии и медиации. В нем приняли участие все желающие. Примерные вопросы теста:
- Конфликт – это
а) положительное явление, помогающее двигаться вперед, развиваться; его надо поощрять;
б) отрицательное явление, мешающее двигаться вперед, развиваться; его надо избегать;
в) явление, имеющее как плюсы, так и минусы; нужно учиться правильному поведению в конфликте.
- Что является конструктивным (правильным) разрешением конфликта:
а) конфликт прекращается в связи с выходом из него одной из сторон;
б) конфликт разрешается примирением сторон;
в) конфликт вновь переходит в скрытую стадию (затихает).
- Медиатор – это:
а) постороннее лицо, наблюдающее за развитием конфликта;
б) третья сторона конфликта, помогающая оппонентам найти решение их проблемы и прекратить конфликт;
в) третья сторона конфликта, сочувствующая одному из оппонентов.
После окончания игры в старших классах были проведены классные часы, посвященные конфликтам и способам их разрешения, на которых, в том числе, разбирались вопросы первого тура.
2. Психологический театр. Во второй тур было отобрано 15 человек, набравших наибольшее количество баллов. С помощью жеребьевки все участники второго тура были разделены на 5 команд. Каждой команде была дана ситуация, которую необходимо разыграть, придумав продолжение (а лучше, несколько вариантов развития событий). Команды оценивались членами жюри по следующим критериям:
• стремление к конструктивному решению конфликта (необходимо отстоять свои интересы, учитывая интересы партнера);
• оригинальность решения;
• эффективность решения;
• разнообразие предложенных способов;
• артистичность.
Следует отметить, что все учащиеся отнеслись к делу творчески, с юмором, многие показали себя с новой, довольно неожиданной стороны. Практически все команды представили 1-2 варианта. Предпочитаемые стили разрешения конфликтов – компромисс, уклонение и приспособление.
Примеры ситуаций для обсуждения:
- Один ученик говорит другому: «Я больше не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает: …
- Мама пришла с работы и говорит сыну (дочери): «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал(а) все, словно смерч пронесся в квартире! Говоришь, говоришь, а ему (ей), как об стену горохом!». Сын (дочь) отвечает:…
- Максим приходит в класс после болезни, а его место за партой занято новым учеником. Он начинает выяснять отношения: «Сейчас же освободи мое место!» Новенький пытается оправдаться: «Но я…» Максим перебивает его: «Надо было сначала убедиться, что эта парта не занята, а потом занимать ее. Если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужое место». Новенький отвечает:…
После выступлений команд было проведено обсуждение ситуаций, найдены дополнительные способы их разрешения.
3. Психологический кинозал. В третий тур прошло 5 человек, набравших наибольшее количество баллов (баллы, набранные командой во втором туре, идут в личный зачет каждого участника). Финалистам для психологического анализа был представлен отрывок из фильма «Чучело». Примерная схема анализа:
• общее впечатление;
• описание показанных конфликтов (между … и …);
• подробный разбор одного из конфликтов: причина, психологические портреты участников фильма, оценка их действий, возможные способы решения проблемы.
Критерии оценки:
• оригинальность, творческий подход,
• выражение своей точки зрения, личного отношения,
• правильность психологического анализа проблемы,
• правильность психологических портретов персонажей фильма,
• правильность предложенных способов решения проблемы.
Остальные участники второго тура также изъявили желание посмотреть фильм и впоследствии приняли активное участие в его обсуждении.
Отрывки из ответов участников:
1. «В подростковом возрасте проблемы конфликтов очень актуальны, как раньше, так и сейчас… Часто дети выбирают себе друзей «посильнее». Объединяясь в группу, они могут унижать и оскорблять тех, кто находится один, либо кто слабее… Таким детям очень трудно и тяжело».
2. «Лена Бессольцева – смелая девочка, которая не побоялась пойти против толпы… Дима Сомов – трус, который не смог сказать правду… Миронова – девочка, которая может управлять толпой…»
3. «Я считаю, что действия, происходящие в фильме, показывают нам, как НЕ нужно поступать в конфликтных ситуациях…я нахожу один способ разрешения конфликта: выслушать друг друга, понять и выйти на правильный, мирный путь».
Итоги игры-конкурса были подведены в торжественной обстановке, победители награждены грамотами и включены в состав школьной Службы медиации.
Проведение данной игры-конкурса показало проблемные зоны, затрудняющие разрешение конфликтов в школе, и определило направление дальнейшей работы. Ну а самый главный результат – это актуализация знаний учащихся о конфликтах и медиации. Как оказалось, большинство учащихся было уверено, что конфликт – это отрицательное явление мешающее двигаться вперед, развиваться; его надо избегать. Игра заставила детей задуматься о его сложности и многогранности и начать более разумно подходить к его разрешению.
Литература
- Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/ (дата обращения: 17.02.2020).