Артамошкина Екатерина Николаевна, педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 58» г.о. Саранск
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка – является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности сотрудников дошкольного учреждения, в частности педагогов, создать в саду благоприятный социально-психологический климат. Замечено, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений с коллегами и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в своей группе, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть. В благоприятных морально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения – гасить. Вместе с тем педагогический коллектив дошкольного учреждения – это достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуально-психологическими особенностями и под влиянием реальных политических и экономических условий жизни. Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способу их разрешения.
В физическом пространстве дошкольного образовательного учреждения могут разгореться самые разные конфликты: между администрацией и педагогическим коллективом либо отдельными сотрудниками, между воспитателями и родителями, внутриличностные конфликты, носителями которых могут быть сотрудники, находящиеся в конфликте с самим собой по причинам, не связанным с организационными процессами; межличностные на основе личной неприязни.
Конфликты – это составляющая часть жизни. Изучает этот вид социального взаимодействия наука конфликтология. В ходе научных исследований был разработан и теоретически обоснован метод разрешения конфликтной ситуации при участии независимых и незаинтересованных посредников, получивший название – медиация.
Медиация стремительно ворвалась в сферу образования. Благодаря усилиям энтузиастов-педагогов распространилась и охватила детские учреждения. Метод получил призвание на государственном уровне: вступил в силу специальный закон № 193 ФЗ РФ; разработана концепция развития медиативных служб (распоряжение № 1430-р).
Медиация — способ урегулирования споров при содействии независимого лица (медиатора) на основе соответствующих медиационных технологий. Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры. Использование современных медиативных технологий в управлении дошкольной образовательной организации обусловлено необходимостью модернизации, значительных перемен в системе дошкольного образования в сторону социального партнерства. В настоящее время система образования стоит перед необходимостью создания новой модели образовательного процесса, соответствующей запросам современного российского общества. А современное российское общество, хоть и очень медленно, но направляется по пути социального партнерства и выстраивания отношений, ведения диалога с позиций уважения ценностей друг друга, с учетом собственных глубинных целей и мотиваций.
В основе медиативного подхода лежат принципы медиации: уважение к человеку, конфиденциальность, добровольность, нейтралитет и толерантность по отношению к человеку, принятие его таким, какой он есть с учетом его интересов и потребностей, самостоятельное принятие решения и принцип ответственности за это принятое решение и его последствия.
Основная цель службы медиации в ДОО: создание безопасной и доброжелательной среды в целях, как предупреждения конфликтных ситуаций, так и цивилизованного их разрешения.
Задачами службы медиации ДОО являются:
1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций.
2. Обучение воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
3. Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.
Информацию о случаях конфликтных ситуаций служба получает от администрации, педагогов и родителей воспитанников. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. Администрация ДОО содействует службе медиации в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
Служба медиации ДОО взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП.
Можно выделить основные направления возможности использования медиативных технологий в системе управления дошкольной образовательной организацией:
-во-первых, при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
— во-вторых, в процессе взаимодействия с родителями;
— в-третьих, в процессе управления ДОО.
При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми медиативный подход можно использовать при обучении детей и родителей конструктивному поведению в состоянии конфликта, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя менталитет сотрудничества у детей и взрослых. Воспитательная роль медиативного подхода очевидна – он обеспечивает человека уже на ранней стадии развития той мотивационной составляющей, которая будет определять его поступки в дальнейшем.
Важным является формирование культуры взаимоотношений будущего поколения, формирование навыков эффективного взаимодействия. Работа непосредственно с детьми идет в 2х направлениях:
— тренинговые занятия на сплочение детского коллектива в группах ДОО, целью которых является профилактика конфликтных ситуаций. Включающие игры и упражнения, способствующие установлению доверительных отношений в группе, помогающие детям установить контакт друг с другом, получить опыт позитивного и продуктивного взаимодействия;
— включение в организованную образовательную деятельность упражнений и игр по формированию навыков конструктивного общения и умения выходить из конфликтных ситуаций (развитие умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей, учитывать интересы других детей, проявлять терпение к недостаткам других, развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки).
Ценность медиации во всем мире была признана, в первую очередь, в семейных вопросах. Семейная медиация обеспечивает возможность конструктивно обсудить интересы и потребности детей. Как правило, причины конфликтов в семье кроются не в законных требованиях или поисках выгоды, а в эмоциях ими владеющих. Применяя медиативный подход при взаимодействии с родителями можно быстрее наладить диалог, используя позитивный язык, избегая обвинительных слов и оценочных категорий и просто активно слушая собеседника.
Как бы не старались взрослые решать конфликты между собой в отсутствии детей, ребенок часто оказывается свидетелем этих конфликтов и важно показывать именно примеры позитивного их разрешения, так как ребенок учится на примере старших. Следовательно, должна вестись работа по профилактике возникновения конфликтных ситуаций, просветительская работа по теме конструктивного поведения в конфликтах, а так же необходимо оказывать помощь взрослым в разрешении уже возникшего конфликта, если она требуется.
В процессе управления ДОО навыки медиативного подхода необходимы руководителю для нормализации межличностных отношений в коллективе. В том числе, медиация — это эффективная методика разрешения споров между субъектами трудовых отношений, возникающих на разных уровнях трудового коллектива. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем.
В ходе работы могут использовать разнообразные техники: медиативная беседа, диалог, мозговой штурм, переговоры, методы решение проблемы и метод разработки решений (Бессимер Х.), методы активного слушание, пассивное слушание, перефразирование, воздействия на один из компонентов конфликта (Бессимер Х.), переход от клеймящего стыда к восстанавливающему стыду, уточнение, резюмирование, сообщение о восприятии, проговаривание подтекста , различение фактов, эмоций и отношений, «отражение чувств и состояний», «упражнение «Я-высказывания» (обращаться к оппоненту необходимо от своего «Я»), «формирование позитивной истории».
В службу медиации ДОО могут обратится все взрослые участвующие в образовательном процессе. Применение методов, принципов и технологий восстановительной медиации помогает в решении следующих ситуаций:
— трудности с распределением обязанностей между воспитателями;
— недопонимание между родителем и воспитателем;
— несовпадение интересов между родителями группы.
На современном этапе развития общества и системы образования во многом благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов, не доводя их до более тяжких последствий.
Литература
- Азарнова А. Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. М . : Инфотропик Медиа, 2015. – 288 с.
- Ковач К. Медиация: краткий курс / Пер. с англ. 2-е изд. М . : Инфотропик Медиа, 2013. – 316 с.
- Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / Отв. ред. С. К. Загайнова, В. В. Ярков (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 1). М . : Инфотропик Медиа, 2012. – 272 с.
- Развитие медиации в России: теория, практика, образование: Сборник статей / Под ред. Е. И. Носыревой, Д. Г. Фильченко (Серия «Библиотека медиатора». Кн. 4). М . : Инфотропик Медиа, 2012. – 320 с.
- Стрэссер Ф., Рэндольф П. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов. М. : МЦУПК, 2015. – 380 с.