Решетникова Л.А., МБДОУ «Инсарский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» (Инсар)
Ключевые слова: звуковой анализ, фонетическая характеристика , навыков чтения, методика грамоте детей с речи.
Аннотация. Обучение звуковому слова основной задачей подготовки к обучению и предполагает: определение звуков в , фонетическую характеристику , определение звука в слове.
Обучения детей грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
с проблемами в речевом , у которых нарушено фонем и их восприятие, тем испытывают звукового анализа и . Они могут быть в разной степени: от порядка звуков до полной определить количество, или позицию звуков в . Нарушение анализа выражается в том, что воспринимает слово , ориентируясь только на его сторону, и не сторону фонетическую, то последовательность составляющих его . Например, взрослый ребенка звуки в слове СОК, а отвечает: «апельсиновый, …»
Обучение звуковому слова основной задачей подготовки к обучению и предполагает: определение звуков в , фонетическую характеристику (умение дифференцировать и согласные звуки, и глухие, и мягкие), определение звука в слове. :
1. Звук – мы слышим и .
2. Буквы мы и читаем.
3. Звуки гласными и согласными.
по обучению грамоте проводить в этапов.
1. Подготовительный . (Добукварный)
— Знакомство и с неречевыми звуками.
— с гласными .
Гласные звуки петь голосом, при воздух, выходящий изо рта не преграды. звуки — звуки, нельзя петь, т.к , выходящий изо рта при их произнесении, преграду.
звуков шесть: А У О И Э Ы
букв десять: А У О И Э Ы — звукам и четыре , которые два звука: Я-йа, , Е-йэ, Ё-йо. звуки обозначаются на красным .
Знакомство с согласными .
Согласные звуки глухими и звонкими. звук без участия голосовых , детям мы объясняем, что произносим глухой , голос , а при произнесении звонких голос звенит ( руку на горлышко или уши руками). На звонкие звуки колокольчиком.
Звонкие : Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
звуки мягкими и твёрдыми. твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. мягкие согласные: Й, Ч, Щ. звуки на схемах синим , мягкие – зелёным.
, чтобы ребенок , что такое речи, мог дифференцировать , делить слова на и слоги. Только он сможет без овладеть навыком .
2. Знакомство с буквами. ( период)
На этом начинаем детей с буквами. являются графическим звуков. Часто мы с тем, что детей побуквенному чтению, т.е. , видя букву, её название, а не звук: пэ, рэ.. В получается «», вместо «кот». с трудом вникают в озвучивания букв и . Это создаёт трудности в обучении чтению.
В методике чтению предусматривает букв по их обозначениям: п, б, к…. Это значительно детям овладение чтения. Для того, ребёнок усвоил графический буквы и для профилактики в школе (дисграфия – письменной ) рекомендуют следующие :
— «На что похожа буква?»
— В букв обвести в заданную .
— Выкладывание букв из палочек, из верёвочки на бумаге, вылепить из и т.п.
— Обвести по точкам, заштриховать , дописать букву.
, что буква читается. её запомнить ассоциации ребёнка. детей посмотреть на и представить, на что она похожа. Все принимаются, и свой вариант, в картинка похожа на и начинается на данный (с — сыр, т — труба, я — ).
Рассматриваются элементы, их . Можно предложить для запоминания образа .
Запоминание буквы можно по-разному, с использованием анализаторов.
- Написать в воздухе, на ;
- Написать букву в , на столе;
- Выложить букву из карандашей, палочек, , верёвочек;
- Написать пальчиком на манке или мелкой крупе;
- букву из и мелких пуговиц, , фасоли и другие предметы;
- Вырывать из образ ;
- Получить в подарок ;
- Угостить фигурным в виде буквы;
- из пластилина, ;
- Написать на плакате разных размеров, цвета;
- Выбрать () нужную в тексте.
Нормальное навыков чтения в себя следующие этапы:
1) работа со звуком;
2) с образом буквы () и закрепления его;
3) формирование чтения.
формирование навыков также проходит три этапа:
1) аналитический( элементов);
2) (соединение отдельных в целое);
3) этап (фактическое образование навыка). При ни один этап пропустить.
Методика грамоте детей с речи на следующие положения:
1 – изучения является речи, соотносимый с ;
2 – единицей чтению и письму слог-слияние;
3 – обучение и чтению ведется на постоянного аналитических и синтетических ;
4 – обучение чтению и ведется параллельно;
5 – в обучения широко используется для закрепления звуко-буквенных ;
6 – изменен порядок звуков и .
Если в общеобразовательном учреждении порядок определяется частотностью их ления в , то в коррекционной группе сада он опирается на положения:
— учитывается звукопроизношения – звуки изучаются в от наиболее легких и в артикуляции к более .
— учитывается фонематических процессов у – изучение смешиваемых разделено во времени.
— учитывается степень легкости или трудности соотнесения звука с буквой.
А у о и т п н м к
Б д г ф в х ы с з ш ж э
Й е ё ю я ц ч щ л р
Перед началом обучения грамоте мы должны развивать у ребенка неречевые предпосылки: развитие пространственной ориентировки, развитие зрительного восприятия, развитие мелкой моторики.
Список литературы:
1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей./Т.В. Александрова// СПб.: Детство-пресс, 2005.
2. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать./И.Л. Калинина// М.: Флинта, 2001.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. /Костромина С.Н.// М.: Ось, 2006.
4. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия./В.В. Лайло// М.: Дрофа, 1999.
5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей./О.А. Степанова// М.: Сфера, 2003.
6. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза./Т.А. Ткаченко// М.: Гном и Д, 2005.