Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта

Абрамова Е.В. педагог-психолог МОУ «СОШ 11» г.о.Саранск

Ключевые слова: тревожность, стресс, фрустрация, конфликт, кризис, повышение образовательного уровня, психокоррекционная помощь.

Аннотация. Рождение ребенка с нарушением интеллекта полностью меняет жизненные перспективы семьи, порождает трудности, связанные с резкой сменой образа жизни и с необходимостью решения множества специфических проблем.

Матери, воспитывающие детей с нарушением интеллекта, имеют свои психологические особенности и закономерности, которые во многом обусловлены системой ролей женщины принятых в нашей культуре и проявляющиеся в индивидуальные роли на уровне семьи, роли на уровне подсистем и роли в обществе.

Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери, поэтому рождение и воспитание ребенка с нарушением интеллекта является для многих матерей критической ситуацией. Переживания, сопровождающие их, представляют собой долговременные цепные процессы и вызывают одновременно стресс, фрустрацию, конфликт и кризис. Неудачные попытки совладания с ними влекут за собой неблагоприятные для социальной адаптации женщины-матери последствия.

Помимо внутрисемейных трудностей, рождение ребенка с нарушением интеллекта ставит перед семьей проблемы во взаимосвязях с социальным окружением. Именно мать, выполняет нелегкую роль, смягчая конфликты и налаживая взаимоотношения. Возникающие на этом пути сложности, постепенно могут приводить к социальной изоляции семьи. Как следствие этого, возможно, снижение у женщины-матери уровня социальной и психологической компетентности и неумение правильно вести себя в напряженных, сложных ситуациях.

Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых, при особой чувствительности матери, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью, и свойственной ей базальной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожности у нее. Утрата произвольности эмоций проявляется, в невозможности справится со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем, невозможность сознательного управления эмоциями актуализируется не, только в особых, трудных ситуациях, любое, даже малозначимое событие, может привести к трате контроля. При этом масштаб переживания несоразмерим событию. Сверхценное отношение матери к своему ребенку, является тем фактом, который приводит к патологии эмоциональной составляющей при тревожном расстройстве.

Как было сказано уже выше, рождение ребенка с нарушением интеллекта полностью меняет жизненные перспективы семьи, а, следовательно, порождает трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем. Поэтому, именно женщина — мать занимается воспитанием, образованием и лечением ребенка с нарушением интеллекта. Зачастую, все это становится смыслом ее жизни.

Проводя, большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, мать оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями, на фоне этого невротические проявления становятся практически постоянной составляющей ее поведения.

Эгоцентризм, тревожность, напряженность, утрата длительной временной перспективы – это есть главные особенности личности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.

Наиболее выраженными из них являются следующие: снижение регулирующего самоконтроля; затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях; избирательность контактов — женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми; при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Значительные отклонения в развитии ребенка с нарушением интеллекта в ряде случаев интерпретируется многими матерями как собственная неполноценность. Так, идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Любая несправедливость по отношению к ребенку с умственной отсталостью носит объективный или субъективный характер. Поэтому все воспринимаемое матерью, переносится ею на собственное «Я», снижает самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологических защит, кроме того, из-за этого происходит резкое нарушение или искажение целей их жизни. Поэтому, в большинстве своем мать вынуждена оставить свое любимое дело, работу, перспективы карьерного роста.

Многие матери, воспитывающие детей с нарушением интеллекта, предчувствуют пренебрежение, жалость или удивление окружающих к своему ребенку, поэтому они больше заботятся о том, чтобы их ребенок как можно лучше выглядел в социуме, либо вовсе стараются скрыть его. Такое отношение со стороны общества накладывает неизгладимый отпечаток на отношение матери к своему ребенку, когда она одновременно переживает и любовь, и неприязнь к нему. Своеобразные особенности таких детей являются источником дополнительных разочарований, вызывающие гнев и негодование у своих матерей.

Среди матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта нередки случаи острого переживания критики в свой адрес и адрес своего ребенка, что порой сопровождается у них воинственной реакцией.

Душевный дискомфорт, длительное время преследующий мать ребенка с умственной отсталостью, влечет к возникновению у нее чувства депрессии и тревоги. Другим фактором, формирующим чувство тревожности у матери, чьи дети уже повзрослели, является неизвестность в ожидании ближайшего будущего.

Так, многие матери, узнав о диагнозе своего ребенка, оказываются сраженными грандиозностью кажущейся несправедливости. В отчаянных поисках ответа на вопрос «Почему? За что?», они думают о своей тяжкой виновности, за которую им пришлось нести наказание. При этом психическое недоразвитие ребенка с умственной отсталостью только оживляет тревоги, связанные с чувством беспомощности, которые драматически напоминают матерям, что их мечты могут быть целиком уничтожены, и никто не сможет ничего с этим сделать. Такие мысли приводят к «опусканию» рук. Перед лицом своей незащищенности многие матери, воспитывающие детей с нарушением интеллекта, не могут заставить себя сделать все необходимое для воспитания и лечения такого ребенка, при этом они испытывают глубокое стрессовое потрясение.

Деление материнского стресса на последовательные ста­дии достаточно условно. В данном контексте уместны вариации стресса по времени, продолжительности и поведенческим характеристикам. Следует отметить еще и тот факт, что матери, воспитывающие детей с умственной отсталостью, продолжают испытывать стрессовое воздействие на протяже­нии всей своей жизни.

Так, большинство матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, даже, признавая значимость своей роли, неудовлетворенны своим положением. Мысли о будущем они стараются отгонять, так как не ждут от него ничего хорошего. У них также отмечается склонность к формированию сверхценных идей, которые они пытаются реализовать, если в семье есть второй здоровый ребенок, то есть ожидания в отношении его у них явно завышены.

Высокий уровень личностной тревожности, характерный для многих матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью ведет к восприятию ими большинства ситуаций как угрожающих.

Поэтому, под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

В свою очередь, высокий уровень одиночества и тревожности у большинства матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта можно объяснить еще и их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с умственной отсталостью. Они боятся также слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. В состоянии постоянной тревожности матери со своей душевной болью вынуждены прятаться в одиночество.

Ориентация матери – женщины, имеющей ребенка с умственной отсталостью на социальные стереотипы – это лишь внешняя сторона ее одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с нарушением интеллекта – это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации она теряется, боится своего ребенка, его дефекта, тем самым все больше и больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с матерью, но она не с ним. 

Сложности жизненного пути родителей, чьи дети имеют степень нарушения интеллекта, формируют у них, как было сказано выше, все нарастающее внутреннее эмоциональное напряжение. При этом подавляющее количество эмоций носит отрицательный характер. Таким образом, наибольшим негативным фактором, обуславливающим формирование эмоционального напряжения у матерей, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью, является сам факт его болезни.

Для большинства матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, характерно также наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой. У них отмечается тенденция к самокопанию и рефлексии на негативном эмоциональном фоне отношения к себе. Доминирующими являются акцентуации характера по тревожному и застревающему типу. Многие матери таких детей очень часто не уверены в себе, малообщительны, все время находятся в удрученном и подавленном состоянии, в связи, с чем им крайне необходима психологическая помощь. И помощь эта, прежде всего, в осознании себя матерью и принятии ситуации рождения больного ребенка.

Так, исследование В.В. Ткачевой (1999), позволило обобщить основные характерологические черты присущие родителям данной категории детей. На основе сравнительного анализа были выделены три группы родителей со сходными индивидуально-типологическими особенностями.

1. Портрет родителя невротического (тревожно-сензитивного) типа. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не поделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет! У родителей этой категории не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Им не доступно понимание того, что некоторые недостатки, возникающие у умственно отсталого ребенка, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а их собственной родительской несостоятельности.

Часть матерей, относящихся к этой группе, стремится оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить самостоятельно.

В плане воспитания эти матери не проявляют свою несостоятельность. Они испытывают объективные трудности и в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами умственно отсталого ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели.

В личности невротичных матерей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в избегании трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях – и в отказе от решения проблем. У части таких матерей сохраняется постоянный тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может навредить ребенку.

Родители тревожно-сензитивного типа некритично оценивают возможности своего ребенка, подозрительно стремятся скрыть его дефект и выдавать желаемые результаты развития за реально существующие.

Часто встречается и другая особенность – они гиперболизируют проблемы своего ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье ребенка с умственной отсталостью, а особенно с тяжелой ее степенью. У невротических матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремления уйти от принятия решения, снижение социального статуса и примитивизация поведения.

2. Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа. Эти родители характеризуются активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников и специалистов). К этой категории относят две группы родителей. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая группа, проявляет более стойкую позицию – желание найти выход из сложившейся ситуации.

Матерям авторитарного типа, принявшим дефект своего ребенка, свойственно преодолевать проблемы. Они направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога. Такие матери обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что с их ребенком когда-либо может произойти чудо. Они также упорно преследуют цель оздоровления и социальной адаптации своего ребенка, не останавливаясь ни перед какими трудностями.

Отрицательные свойства этих матерей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде. В отношениях с умственно отсталым ребенком некоторые авторитарные матери могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Кроме того, некоторые матери таких детей отказываются замечать особенности развития своего малыша. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющиеся у таких матерей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои жизненные установки не позволяет им увидеть верные перспективы развития своего собственного ребенка.

3. Портрет родителя психосоматического типа. У матерей, данной категории родителей проявляются черты, присущие родителям, как первой, так и второй категории. Эмоционально они более лабильны. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в значительной степени проявляется тенденция к доминированию, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не устраивают скандалов, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержано, а иногда замкнуто. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри.

Для этих матерей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все усилия они направляют на оказание ему помощи. Порой такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают, однако и не жалуются на потребность в этом.

Психосоматические матери стремятся найти наиболее лучших специалистов для своего ребенка. В некоторых случаях они сами становятся таковыми: повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами ребенка с умственной отсталости. Приобретая дефектологическое образование, становятся профессиональными специалистами и оказывают помощь не только своим детям, но и чужим.

Описанные выше личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, а также представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание таким семьям правильной психокоррекционной помощи и поддержки со стороны высококвалифицированных специалистов.

Список литературы

  1. Бодалёв А. А. Семья в психологической консультации / А.А. Бодалёв, В.В. Столин. – М., Педагогика, 1989.
  2. Бойко, В.В. Семейная психология / В.В. Бойко. – СПб., Мысль,1989.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения/А.Я. Варга,: дисс. канд. психол. наук/ МГУ, М., 1986.
  4. Корельская Н.Г. «Особенная» семья – «особенный» ребенок. /Н.Г. Корельская – Изд. «Москва», 2003.
  5. Мэш Э., Вольф Д. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – С-Пб., ЕВРОЗНАК, 2003.
  6. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. / В.Д. Никулина – 2002. — № 4.
  7. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005
  8. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова – М.: Гардарики, 2002.
  9. Ткачева, B.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии/В.В. Ткачева//Дефектология, 1998 №4.
  10. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений / В.В. Ткачева – М.: Издательство «Шом – Пресс», 1999.
  11. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова – М., Институт психотерапии, 1999.
  12. Чарова О.Б. Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта // О.Б. Чарова – Дефектология, 2008, №6.
  13. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л.М. Шипицына – Спб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

Добавить комментарий