Особенности работы специалистов службы сопровождения с семьями учащихся с ОВЗ

Е.В. Казанина, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ибресинская средняя общеобразовательная школа № 2» Ибресинского района Чувашской Республики

Ключевые слова: повышение компетентности, конструктивное взаимодействие с ребенком, профилактики эмоционального выгорания родителей.

 Аннотация. Проведение тренингов родительской компетентности для семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет продуктивно взаимодействовать с образовательной организацией.

Причиной, побудившей к разработке программы повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, стало увеличение количества детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в классах с общеобразовательной направленностью.

Учителя обратили внимание специалистов службы сопровождения на недостаточное понимание родителями учащихся психологии особенного ребенка, на необходимость обучения их правильному продуктивному взаимодействию с ним.

Такие методы повышения компетентности, как лекции, беседы и консультации, проводимые педагогическими и медицинскими работниками, не всегда дают возможность донести необходимую информацию до родителей, обучить их навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком и социальным окружением. Наиболее оптимальным нам представляется проведение цикла тренинговых занятий (или семинаров с элементами тренинга) специалистами службы сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог).

Встречи такого рода проводятся на базе образовательного учреждения в рамках Клуба детско-родительских отношений. Каждое занятие рассчитано на 2 академических часа, циклом предусмотрено 7 (8) занятий, которые проходят в наиболее приспособленном для этого помещении (светлой сенсорной комнате).

Особенностью проведения тренингов родительской компетентности для семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья является их направленность на:

  • единение, сплочение семьи;
  • оптимизацию детско-родительских отношений;
  • создание комфортных условий для ребенка в семье;
  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
  • профилактику эмоционального выгорания родителей,
  • формирование навыков психологической защиты и самовосстановления;
  • поддержку и повышение социального статуса семей детей с ОВЗ.

На более позднем этапе встречи родителей могут проходить в расширенном формате и затрагивать такие общие для родительского лектория темы, как «Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?», «В семье растет талантливый ребенок», «Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье». Тем самым родители особенных учащихся понимают, что и другие родители сталкиваются с похожими проблемами в воспитании, что их случай не уникален.

Как показала практика, наиболее актуальной темой при проведении цикла семинаров-тренингов является тема профилактики эмоционального выгорания родителей.

Цель занятия — разрушение привычного способа реагирования на ситуацию, создание новой модели поведения, эмоций, чувств.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить первичные представления участников об особенностях воспитания в семье ребенка с ОВЗ;
  • ознакомить участников с альтернативными вариантами разрешения конфликтных ситуаций в семье;
  • дать практическую возможность обсудить вопросы создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
  • проникнуться личной ответственностью за собственное здоровье.

Сценарий проведения семинара-тренинга может разрабатываться каждый раз индивидуально, с учетом особенностей и запросов группы.

Как правило, после традиционного приветствия, направленного на создание благоприятной рабочей атмосферы, тренинг начинается с обозначения темы и выполнения его участниками родительского пре-теста по вопросу воспитания детей с ОВЗ. В него могут быть включены вопросы такого рода: «Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на формирование личности вашего ребенка?», «Необходимо ли Вашей семье взаимодействовать со специалистами?». Это задание помогает определить первичные представления и ожидания родителей.

Далее участникам предлагается подискутировать по заявленной теме. Дискуссия возникает тогда, когда каждый высказывает свое мнение по тому или иному вопросу на основании своих знаний и опыта, происходит обмен мнениями. Дискуссия обучает групповому решению проблемы и способствует анализу различных вариантов решения.

Тема для обсуждения, как правило, провокационная, неоднозначная. К примеру: «Конфликтные ситуации между родителями и ребенком с ограниченными возможностями здоровья недопустимы». В разных местах аудитории расклеены утверждения: «совершенно согласен», «согласен, но с оговорками», «не согласен», «не знаю, не уверен». Ведущий предлагает разойтись и встать у того листа, на котором отражена точка зрения участника. Необходимо объяснить, почему выбрано именно это утверждение, после обсуждения свое мнение можно изменить и перейти к другим утверждениями. Отрефлексировать задание помогут вопросы: «Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этим вопросом?», «Легко ли было изменить свою точку зрения?».

Дальнейшая работа проводится в группах. В зависимости от числа участников, присутствующие делятся на две-три группы. Способом деления, к примеру, может быть «Фруктовый салат»: родители рассчитываются по компонентам фруктового салата; после чего «бананы» собираются в одну группу, «груши» в другую, «виноград» в третью.

Членам групп предлагается поучаствовать в «мозговом штурме». Участники тренинга разрабатывают конкретные рекомендации по организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды, благоприятной для обучения и развития детей с ОВЗ, участникам образовательного процесса: педагогическим работникам (классные руководители, учителя-предметники), администрации и специалистам службы сопровождения, родителям.

Ведущий раздает листы ватмана и наборы маркеров, озвучивает основные правила проведения «мозгового штурма»: называя идеи нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше; записываются все, поступающие от участников предложения; высказанные предложения не критикуются и не оцениваются.

В процессе работы группы желательно распределение ролей. Например, стенографист (записывает высказывания) – участник самого низкого роста, докладчик (представляет результат работы всей группы) – самый высокий. Такое распределение выполняет сам ведущий, так как родители часто испытывают нерешительность, скованность, что затягивает время выполнения задания. Затем группы озвучивают свои результаты, отвечают на вопросы.

«Мозговой штурм» представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в обсуждение рассматриваемого вопроса на основе свободного выражения мыслей.

Закрепить результаты работы родителей на эмоциональном уровне, помочь в установлении доверительных отношений к людям и самим себе, а также в осознании того, как чувствует себя человек, нуждающийся в помощи, поможет упражнение «Слепой и поводырь». Каждый участник тренинга выбирает себе пару, в парах выбирается игрок первый и игрок второй. Первые игроки закрывают глаза, играя роль слепых, вторые – их поводырей. Первые остаются в комнате одни (играет спокойная музыка), через некоторое время входят вторые игроки и пытаются помочь первым, водя их по комнате, позволяя касаться предметов, помогая избежать столкновений с другими парами. На втором этапе игроки в парах меняются местами, все упражнение повторяется еще раз. После упражнения проводится итоговая рефлексия. Участники отвечают на такие вопросы: «Кто чувствовал себя надежно, уверено, у кого было желание полностью довериться партнеру?», «Кем, по вашему мнению, тяжелее быть «слепым» или проводником?», «Какие вы испытывали чувства, будучи в первой роли и во второй».

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, хобби. Число их обычно ограничено. Многие из таких занятий требуют особого состояния, условий, времени, которых совсем не находится на себя у родителей особых детей. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга раздаются листочки бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые доставляют им радость. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Родителям объясняется, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

На позитивной ноте семинар-тренинг завершается, и участники переходят к рефлексии с целью получения обратной связи и подведения итогов занятия.

Насколько эффективным был цикл занятий помогут определить отзывы его участников. Результат достигнут, если уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей повысился; если в семье начал формироваться благоприятный микроклимат; если родители приобрели и используют навыки конструктивного взаимодействия с ребенком; если произошло формирование адекватной самооценки в родительской роли.

Список литературы:

  1. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие/ И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2001.
  2. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие/ Левченко И. Ю., Ткачева – М.: Просвещение, 2008.

Добавить комментарий